лого
Министерство образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

 

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ
(страничка логопеда)


В Вашей семье растет малыш. Каждый день он радует Вас своими новыми достижениями. Воспитание ребенка – большое счастье,  огромная ответственность и кропотливый труд. Важным является то, какое участие принимают родители в жизни ребенка. Развитие речи ребенка раннего  возраста (от 1 до 3х лет), как и развития вообще, должно осуществляться в тесном эмоциональном общении со взрослым, в первую очередь с мамой. И успешность развития напрямую зависит от качества этого общения. Создание благоприятной доброжелательной атмосферы способствует возникновению у ребенка желания активно участвовать в речевом общении.
Итак, Вы переживаете волнующий момент – Вашему малышу исполнился годик… Как развивается речь детей в этом возрасте? Ребенок начинает произносить свои первые слова, хотя еще в его речи преобладают лепетные слова. Он активно и успешно начинает подражать речи взрослых, быстро растет количество слов, которые он понимает. Появляется «слово-фраза». Например, Малыш говорит слово «мама» и показывает на ее новый наряд. В его интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание. Говорит «ди» (идем) и тянет взрослого гулять.
Ребенок уже знает название многих предметов, слова, обозначающие движения и действия (сядь, встань, возьми, отнеси). Но пока еще малыш пользуется однословными предложениями. Так, произнесенное ребенком слово «дай» в зависимости от ситуации может обозначать просьбу, чтобы ему дали игрушку, книгу, печенье. Произнося слово «Ляля», он тем самым хочет сказать: «Дай мне Лялю» или «Посмотри, какое у Ляли платье (волосы)». При этом нередко показывает на платье  (волосы куклы).
В речи ребенка наблюдаются: искажения звуков, пропускаются трудные звуки или целые слоги, часто вместо целого слова ребенок произносит лишь ударный слог либо только первый слог, имеют место перестановки слогов в слове.
Для ребенка второго года жизни очень важно эмоциональное общение со взрослым. Для благополучного речевого развития следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
  2. Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.
  3. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет или что делает.
  4. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
  5. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не  только отдельно, но и в структуре предложения.
  6. Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы: «Курочка Ряба», «Репка», в которых многократное повторение фраз «бил-бил не разбил», «тянут-потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строчки, оканчивающиеся простым словом, которое ребенок может повторить.
  7. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Спрашивайте «Что это?», «Кто это?»
  8. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
  9. В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: «Это Ляля. Это у Ляли глазки. Это носик. Это ушки. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать (сначала у куклы, потом у себя): «Где у Ляли носик, глазки? А где у Ани носик, глазки?»
  10. Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну.
  11. Для развития активной речи ребенка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не дают ему возможности словами выразить свою просьбу.

12. Знакомить малыша с новыми предметами можно и в игровой форме. Покажите игрушку и назовите ее: «Это петушок», а затем быстро спрячьте и спросите ребенка: «Где петушок?». Затем опять покажите: «Вот петушок»... После этого дайте ребенку игрушку. Спросите его, как кричит петушок. Малышу принесли новую игрушку. Дайте ему хорошенько рассмотреть ее, потрогать. После этого проведите с игрушкой действия: посадите на стул, положите на кровать, поставьте на ноги, приговаривая: «Катя, стой; мишка, спи; зайка, сиди». Предложите ребенку самому проделать с игрушкой те или иные действия. Постепенно малыш сам начнет в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех или иных действий.
13.  Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. Не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивается голос, дыхание.
14.  Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам.
15.  Вызвать речевую активность у ребенка можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.
16. Со второго полугодия второго года жизни следует все чаще переходить от показа предметных картинок к показу картинок, на которых изображены действия, совершаемые животными, людьми.
Разговаривать с ребенком надо о предметах, которые привлекают его в данный момент, или о действиях, которые он совершает.
17.К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже хорошо знает.
18.  Обогащение словарного запаса должно идти не только за счет существительных и глаголов, но и других частей речи. Двухлетние дети могут усвоить не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов — круглый, мягкий, твердый.
19. Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твердость произнесения согласных звуков (говорить «дай», а не «дяй»).
20. Прослушивание небольших рассказов, сказок и потешек способствует развитию речи малышей, а прослушивание прибауток, стихов вырабатывает еще и чувство ритма. У ребенка второго года жизни это выражается в том, что, слушая их, он в такт начинает покачивать головой, похлопывать в ладоши, постукивать ножками.
Уважаемые, родители, важно помнить, что особенно интенсивное развитие речи происходит в раннем возрасте, то есть после года. И важно не упустить это поистине драгоценнейшее время! Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, для изложения своих просьб и мыслей. А для этого детям следует давать возможность безбоязненно высказываться, поощрять их интерес к окружающему миру. 

Успехов Вам в увлекательном мире волшебного общения с Вашими детьми.

   Учитель-логопед Сорокина Татьяна Викторовна

 

© gou-center.ru, 2010 г.