лого
Департамент образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

СКАЗКА ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ

Сказки называют витаминами для души. Они питают нас особой жизненной силой, наполняют многовековой мудростью. Чрезвычайно важно использование сказок при воспитании детей. Ведь именно сказочный, метафорический язык позволяет поговорить с ребенком на доступном для него языке, достучаться до его Души.

Сказка помогает формировать нравственный иммунитет, своеобразную «таможню», на которой разрушительная для личности информация будет своевременно остановлена, а душа защищена от негативных последствий. Народные сказки несут для нас очень важные идеи.

Окружающий нас мир — живой, и в любой момент все может заговорить с нами. Через эту идею формируется бережное и осмысленное отношение ко всему, что нас окружает. Готовность к принятию другого формирует идея того, что ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Разделение добра и зла, победа добра важны для поддержки бодрости духа и развития стремления к лучшему. Формирование механизма целеполагания и терпения происходит через идею того, что самое ценное достается через испытание, а то, что досталось даром, может быстро уйти. В сказках показано, что вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь, только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Сказки можно разделить на несколько групп: медитативные, дидактические, психотерапевтические и психокоррекционные. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. Глубинный смысл происходящих событий раскрывают психотерапевтические сказки. Говорят, что они врачуют душу. Наиболее подробно хочется остановиться на психокоррекционных сказках.

Родители часто недовольны поведением своего ребенка. Например, малыш грызет ногти или замучил своим бесконечным «хочу», обижается по пустякам, ломает игрушки и т.п. «Он сведет меня с ума!», «Она довела меня до белого каления!» — слышим мы от отчаявшихся родителей. И здесь может придти на помощь сказка. Конечно, лучше всего обратиться за помощью к психологу- сказкотерапевту, но если по каким-то причинам это невозможно, психокоррекционную сказку можно придумать самостоятельно. Создавая такую сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно ребенок ведет себя плохо в следующих случаях.

1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в сказке нужно показать социально приемлемые способы привлечения внимания.
2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств. Например, хороший предводитель прежде всего проявляет заботу о своих близких или друзьях.
3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке указывается на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае в сказке можно довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Итак, как вы уже догадались, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Жизненный опыт, а также знание алгоритма сочинения психокоррекционной сказки придут на помощь психологам, родителям, воспитателям, учителям. Нужно только помнить, что применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Учтите, что в сказках для детей до 5-ти лет в качестве героев лучше всего использовать животных. Дети этого возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них.

Алгоритм психокоррекционной сказки прост.

  1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает мудрого волшебника, объясняющего ему смысл происходящего и т.п. Наша задача через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете все является благом» — эту мудрость мы пытаемся донести до ребенка посредством сказки.
  5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

     Хотя алгоритм создания психокоррекционных сказок прост, сила воздействия сказочной истории огромна. 

На прием пришла бабушка. Пятилетний внук чрезмерно обидчив. Обижается иногда непонятно даже на что. Обидевшись, замыкается, скрещивает руки на груди, втягивает голову в плечи, сдвигает брови и в такой позе может сидеть и час, и два. Ничто и никто не может его из этого состояния вывести. Это периодически происходило на занятиях в детском саду, в студии развития и дома.

Бабушка выбирала тактику задабривания. Старалась то шоколадкой, то новой игрушкой вывести внука из состояния «заколдованности». Понятно, что ни к чему хорошему бабушкин способ привести не мог. Мне удалось выяснить, что такое неадекватное поведение у мальчика началось после развода родителей.  Я написала для мальчика следующую сказку.

Как медвежонок Пух с Обидой справился

Жил был на свете медвежонок по имени Пух. Хороший медвежонок, добрый и очень пушистый, поэтому и имя ему такое дали — Пух. Он жил в берлоге с бабушкой, мамой и маминым новым мужем. Пух очень всех любил. Медвежонка тоже все любили. Так уж случилось, что родной папа Медведь жил сам по себе, в другой берлоге, с медвежонком Пухом виделся редко. Так уж в жизни бывает, что между взрослыми медведями иногда отношения завершаются, и они разъезжаются по разным берлогам. Но это вовсе не значит, что после этого они перестают любить своих медвежат. И, конечно, медвежонка Пуха, как и раньше, все любили: и мама, и папа, и бабушка, и новый мамин муж. Все как будто благополучно было в берлоге, мирно, спокойно.

Да вот беда приключилась. Однажды повстречался медвежонок со злой колдуньей Обидой Обидишной, которая прикинулась доброй, ласковой девушкой. Угостила она медвежонка Пуха сладкой ягодой малиной, а ягода то оказалась колдовская. Обида Обидишна невидимкой обернулась, да вместе с малинкой в корзинке улеглась. Медвежонок вместе с малинкой сладкой Обиду Обидишну проглотил. Она у медвежонка прямо в сердце и поселилась. Сначала крошечной, малюсенькой была, на уголочке сердечка притулилась, да потихонечку Пуху нашептывать стала:

— Что-то папа давно не приходит. Видать, совсем забыл про тебя, сердешного, разлюбил, видать. А может, другого сыночка завел. А ты все терпишь, все прощаешь, золотце мое.

Обидно медвежонку стало. На папу сильно обиделся, аж слезы выступили. Медвежонку больно, а Обида Обидишна рада-радехонька, растет, разрастается, полсердца уже заняла. А все не унимается, опять шепчет:

— У твоего друга машинка новая, блестящая, получше твоей будет. А тебе бабушка не такую купила, видно, друга-то любят, а тебя нет!

Заплакал медвежонок Пух, на бабушку обиделся, сил нет. А Обида Обидишна сразу аж на 10 сантиметров подросла, еще кусочек сердца заняла, лежит себе полеживает довольнехонькая.

Медвежонку плохо, страдает. Не поймет почему. А это Обида на сердечко давит, соки жизненные из медвежонка пьет. Медвежонок чахнет, Обида жиреет, да нашептывает:

— Плохая воспитательница, злая, не любит тебя, не жалеет. Играть не дает, заниматься заставляет. Любила бы, понимала бы тебя, разрешала бы все делать, что ты хочешь.

Обиделся Медвежонок на воспитательницу и на весь белый свет. Чуть что не так, как ему хочется, мгновенно отворачивается, брови нахмурит, лапами себя обхватит и молчит, ничего делать не хочет, от всего отказывается. Слово не вымолвит.

Обида выросла такая огромная, что Медвежонку аж дышать тяжело, еле лапы переставляет, сердешный.
Вот плетется он по лесу еле-еле. Обида тяжеленная на сердце. На душе скверно, ничто не радует.

Вдруг откуда не возьмись пастушок, а в руках у него золотой рожок. Посмотрел пастушок на Медвежонка и сразу понял, что с ним случилось. Заиграл в золотой рожок и запел:

Прочь, Обида, уходи!
Медвежонку не вреди!
Пусть вернется радость  к нам,
А тебе калач я дам.

      Достал пастушок из торбы калач, поманил им Обиду, а та и польстилась. Из сердца Медвежонка выпрыгнула, калач схватила. А он-то был столетний, каменный. Обида зубы обломала, силу потеряла. С тех пор Медвежонок научился с Обидой справляться. Только Обида к нему начнет подкрадываться, а он ей:

  Прочь, Обида уходи!
Медвежонку не вреди!
Свое место твердо знай
И ко мне не приставай.

Снова в берлоге стало всем хорошо. Воцарился мир и покой. Зажили все счастливо, чего и вам желаем. Да, еще слова песенки оказались волшебными. Дети, когда не могли Обиду укротить, в слова песенки вставляли вместо слова «Медвежонку», свое имя. И, говорят, что всем помогало.

После прочтения сказки, которую, мальчик слушал очень внимательно. Я предложила ему вылепить из пластилина каких-нибудь героев. Он вылепил Медвежонка, Колобка, Лису, Зайца, а я вылепила Обиду. И мы играли с ним, импровизируя по ходу, как Медвежонок хотел обидеться то на Колобка, то на Зайца, то на Лису, но вспоминал волшебные стихи, и Обида уходила. Одного занятия хватило, чтобы проблема отступила. Бабушка рассказала, что какое -то время внук иногда принимал позу «обидевшегося», но как будто что-то вспомнив, выходил из этого состояния и продолжал общаться, как ни в чем не бывало.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок, сформулировать «сказочный урок».

Амбросьева Н.Н.,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
© gou-center.ru, 2010 г.