лого
Департамент образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

Будь внимательным, а не то...

Что мы скажем нашему первокласснику на школьном пороге?
Веди себя хорошо! Слушай учительницу! Не отвлекайся на уроках! 
Ни в коем случае! 
Почему? Давайте разберемся. Малыш делает шаг в новое и неведомое. Он вовсе не собирается вести себя плохо, слушать невнимательно, шалить или отвлекаться. Он полон благих планов и добрых надежд. Если ваше чадо - не маленький разбойник, ему и в голову не придет, что учительницу можно не слушаться. Впрочем, маленькому разбойнику 1 сентября это тоже в голову не придет. 
Слушай внимательно, не то будешь плохо учиться!
Еще хуже! Это прямая угроза. Ясно, что внимание на уроках облегчает учебу и вообще есть половина успеха.
Так почему нельзя сказать такую чистую, такую кристальную правду?
Да, внимание и успешное обучение прямо коррелируют друг с другом. Но устанавливать эту связку для ребенка, да еще в форме угрозы, значит формировать то же самое самореализующееся пророчество. Почему? Потому что из ваших слов ребенок фактически слышит лишь угрозу, что он будет плохо учиться. Что значит "внимательно", ему по неопытности не вполне ясно. Вот я сделал ошибку, значит, я невнимательный, значит, буду плохо учиться. Так он программирует самого себя в ответ на вполне доброжелательное наставление взрослых.
Представьте себе, что вам говорят: туда не ходи, там очень-очень опасно, там могут ограбить и убить, там уже несколько человек убили. А вам нужно туда идти! Как вы себя будете ощущать? И в случае реальной опасности останутся ли у вас силы сопротивляться, бежать, звать на помощь? Нет, угрозы продуцируют только поведение жертвы. Растерянность, бессилие, покорность, невозможность изменить ситуацию. И ничего больше.
Слушай учительницу!
Крайне дестабилизирует (проще говоря, вызывает растерянность) ребенка даже не содержащее в себе внутренней угрозы, простое и доброе воззвание родителей: "Будь внимателен!", "Слушай учительницу!", "Учись хорошенько!" Одно дело, если вы научите ребенка быть внимательным. Совсем другое - если просто повысите его тревожность непонятной для него задачей.
Одна шестилетняя девочка полола грядку. Получалось так себе. Проходя мимо, взрослые несколько раз останавливались и говорили:
- Серафима, не стараешься! Нужно стараться!
В очередной раз увидев, что грядка все еще так себе, ребенка решили наказать. Но в этот момент мама Серафимы разглядела в растерянных глазах дочки, что та просто не знает, чего именно от нее хотят! Она присела рядом:
- Смотри, рукава нужно засучить, чтобы не мешали, вот так. Траву рвать обеими руками, и напрягать при этом руки вот здесь. Чувствуешь, какими они делаются крепкими? И потом складывать траву вот сюда, кучкой. Когда руки устанут, потрясешь ими вот так, они расслабятся, и ты снова сможешь работать.
Все! Просто? Просто. Так научите своего первоклассника заранее, как конкретно нужно быть внимательным. Дайте ему технологию, как это сделала мама Серафимы.
Тогда у вас будут основания полагать, что вы говорите с ребенком на одном языке, что ваш ребенок понимает, чего вы от него хотите, и как он этого может достичь. Или уж промолчите, что ли... Потому что отреагировать на ваше напутствие "будь внимательным" ребенку просто невозможно. Хорошо, если он просто пропустит его мимо ушей. Хорошо? Нет, я оговорилась. Это вовсе не хорошо. Это очень плохо - это начало привычки пропускать мимо ушей ваши слова как докучливое жужжание, как неосмысленный фон, как нечто привычно журчащее, но погоды не делающее. Вам это надо?
Но может быть вариант и еще худший: "Мама сказала на прощанье, чтобы я был внимательным. Значит, она хочет, чтобы я был внимательным. Я буду внимательным. Я буду очень-очень внимательным. Я ничего не пропущу из слов учительницы. Что-то она сказала сейчас. Что? Я пропустил! Я прослушал! Какой ужас! Мама же просила меня быть внимательным! Я подвожу маму. Я делаю что-то не то..." И так далее. Тем временем снаружи, в реальном мире что-то происходит, учительница что-то говорит, другие детки как-то реагируют. А ваш бедный ребенок все пытается "быть внимательным".
У тебя способности, ты обязательно будешь отличником!
Очень травмируют родительские ожидания, высказанные ребенку: "Ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только на пять". Ужасно, когда родители вешают на детей собственные разочарования и ответственность за несложившуюся жизнь: "Я не мог учиться, так уж ты выучись, сынок!" Ребенок не может ни учиться, ни жить для вас и за вас - только за себя.
Но послушайте, уважаемый психолог, может быть, отцу действительно пришлось пойти работать вместо института? Почему бы сыну об этом не знать? - Знать ребенку об этом не грех. Грех взваливать на него обязанность выполнить невыполненное отцом. Правильно сказать: "Мой отец, твой дед, рано умер. Я не смог выучиться, хотя и хотел. Но я, слава богу, жив-здоров, работаю и могу заработать тебе на учебу. И если ты захочешь учиться, я сделаю все, чтобы помочь тебе".
А если он бездельник, если бездарь? Если не хочет в институт, а хочет в конюхи? - Тогда он волен выбрать другой путь. Свой. Приятно, когда твой ребенок успешен, радует тебя, когда все гладко и хорошо, но много ли семей, где жизнь идет безоблачно и просто? Я таких не знаю. Поэтому важно разделить то, чего хотелось бы мне, родителю, и то, каким путем реально идет мое чадо.

 

© gou-center.ru, 2010 г.