лого
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее психолого-педагогическую и медико-социальную помощь

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Особый ребёнок
Книжная полка

Логин

Пароль


Уважаемые родители!

В 2017 году специалисты Центра диагностики и консультирования предлагают следующие темы заседаний краевой «Школы для родителей»:
Февраль – «Школьная неуспешность. Причины и преодоление».
Апрель - «Готовимся к экзаменам. Советы психологов».
Июль – «Гаджет и интернет - зависимость у детей и подростков.    
              Профилактика зависимого поведения».
Октябрь – «Опекаемые дети. Подходы, методы и приёмы взаимодействия
                  с детьми, находящимися под опекой».
Приглашаем вас принять активное участие.
Актуальные вопросы вы можете задать на нашем сайте:
gou-center.kubannet.ru


Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра

  • Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру.
  • Привлекайте внимание ребенка к своим действиям.
  • Формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
  • Подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление.
  • Стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
  • Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.), поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.
  • Помните, что аутизм – это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом очень трудно адаптироваться в социуме.

 

Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушением зрения

  • Способствуйте формированию навыков общения через чтение, беседы, игры.
  • Информируйте ребенка о препятствиях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
  • Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
  • Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
  • Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

 

Рекомендации родителям, имеющим детей с нарушением слуха

  • Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
  • Относитесь к ребенку с любовью и теплотой.
  • Учитывайте возможность компенсировать потерю слуха у ребенка протезированием современными слуховыми аппаратами.
  • Наберитесь терпения, чтобы приучить ребенка к аппарату. Главное — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением с взрослым.
  • Помните, что правильно настроенный слуховой аппарат позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  • Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения с людьми (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  • Обучайте ребенка с нарушением слуха чтению по губам, уделяйте много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
  • Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  • Приобретите домой необходимые резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечную балалайку, гитару, гармошку. Необходимо знакомить ребенка со всем окружающим, издающим звук.
  • Не появляйтесь внезапно перед слабослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

 

Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития

  • Включайте ребенка в простые виды деятельности, формируйте элементарные навыки самообслуживания и самоконтроля, они развивают такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
  • Не предъявляйте завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.
  • Грамотно организуйте время труда и отдыха ребенка. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
  • Повышайте самооценку ребенка. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса.

 

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).
  • Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах скопления людей.
  • Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).

Уважаемые родители!
Занимаясь воспитанием особого ребёнка-ребёнка с расстройством аутистического спектра, Вам важно занимать активную позицию. Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на вас, родители. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно- страдательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира ребёнок  может пройти только вместе с близкими. Это потребует от родителей и близких ребёнка с расстройством аутистического спектра большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Это защитная реакция, попытка спрятаться от правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете. Часты случаи, когда близкие мешают специалистам наладить взаимодействие. Если результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), родители бросаются на поиски другого педагога, создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия. Мы, педагоги, понимаем вас, близких аутичных детей, понимая, в какой нелегкой ситуации вы находитесь. Призываем лишь думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка.
«Главный принцип – соблюдение интересов ребенка.»
Вам, родителям, воспитывающим ребёнка с РАС, важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным. Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребёнка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребёнка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром. К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать. Родителям ребёнка с расстройством аутистического спектра придётся в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.
С уважением, специалисты Центра.


«Школа для родителей» это психолого-педагогическая служба поддержки родителей (законных представителей).

Цель работы «Школы для родителей» является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание консультативной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами службы поддержки являются:
- оказание консультативной помощи родителям в организации благоприятных условий в семье для развития ребёнка;
- обучение родителей специальным приемам развития познавательной, игровой и других видов деятельности;
- ознакомление родителей с научно-педагогической литературой по воспитанию, обучению и развитию ребёнка;
- формирование интереса родителей к развитию ребёнка на основе его сохранных функций и компенсаторных возможностей;
- просвещение родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребёнку со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье.

Одной из форм работы является разработка буклетов. Основу буклетов составляют методические рекомендации, упражнения, тематические игры. Темами для буклетов служат ответы на актуальные вопросы родителей. Таким образом специалистами коррекционно-педагогического отдела был разработан ряд буклетов.
Учителем-логопедом Кларой Эргашевной Чигридовой  разработан буклет на тему: «Формирование звукопроизношения у детей с нарушением речи».
Педагогом-психологом Светланой Сергеевной Кислициной разработан буклет на тему: «Что значит сотрудничать с ребёнком?».
Учителем-дефектологом Татьяной Ивановной Драгуновой разработан буклет на тему: «Как готовить ребёнка к школе».
Все буклеты вызвали у родителей большой интерес и получили положительные отзывы.


ГЛАВНОЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧНОГО СПЕКТРА.

Родителям очень важно избавиться от некоторых стереотипов, которыми опутана, как паутиной, наша жизнь. Вот некоторые из них:

  • «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него.»
  • «Больной ребенок — это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен.»
  • «Если у тебя больной ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку.»

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”
Что бы помочь аутичному ребенку, надо прежде всего избавиться от стереотипов. Для этого надо:
1) Избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка.
Конечно, каждая мать и каждый отец хотят, что бы их ребенок добился в жизни успеха. Правда, при этом они под словом “успех” понимают что-то свое, опять же взятое из стереотипных общественных представлений: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом, наши, родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. Мы желаем ему счастья, но само счастье мы представляем по-своему. Пользуясь своей властью над ребенком, мы диктуем ему в какую секцию, школу идти, чем увлекаться, чем заниматься, какой язык учить и так далее и тому подобное. При этом мы не редко сравниваем своих детей с детьми соседей, друзей, коллег: “Смотри, соседи отдали своего ребенка в группу изучения английского языка. А мы то что?”
Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. И когда он перестает им соответствовать, мы сначала обзываем его лодырем, а затем начинаем “применять меры”. А когда и это не помогает, ведем к врачу: “Доктор, дайте ему таблетку (микстуру, что-нибудь), но чтобы завтра (в худшем случае, через месяц) он был здоров, а то как же он воплотит мои мечты? У соседей уже ребенок на пианино учится играть, а мы то что?”
И если ребенок здоров, и более-менее идет на одном уровне со сверстниками, то постепенно родительский зуд проходит, родители начинают более трезво смотреть на способности своего ребенка и на каком-то этапе (как правило, в подростковом возрасте) все-таки доверяют ему самому выбрать свой путь. А когда выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны “громадья”, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком.” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
2) Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка. Итак, родители узнали, что ребенок болен. Им тяжело – он не оправдает их надежд. Но самое страшное начинается потом, когда родители начинают стыдиться своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу – он неадекватно на все реагирует и странно себя ведет, все сразу увидят, что он не такой как все. Объяснить посторонним, что с ним происходит, не представляется возможным. Не всегда родители даже себе могут объяснить странности в поведении ребенка. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители постоянно отмечают что и когда он делает не так. На каком-то этапе мы пытаемся просто дрессировать его: “не делай этого, того, не делай так”. Постоянное одергивание доводит нас до нервного срыва: “Сколько можно тебе показывать, объяснять, говорить? Когда это кончится, как долго это будет продолжаться?”
Это будет продолжаться долго. И надо просто смириться с этим.
Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
3) Параллельно с раздражением возникает чувство вины: “Почему он такой? Почему это случилось именно со мной?” “Кто виноват?” – этот вопрос звучит уже более 100 лет по любому поводу. Не надо углубляться в философию в поисках ответа на него. Не надо думать и о семейном проклятии, о семейном грехе вплоть до 7-го колена и о прочих мистических вещах. Подумайте лучше о том, а что собственно дает вам знание того, кто виноват? Если бы ответ на этот вопрос излечивал наших детей! Так стоит ли забивать им голову? У вас что, нет других проблем? Если нет – найдите. Не лучше ли решить раз и навсегда – я тут не причем, так сложилось.
Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно не в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
4) Раздражение родителей растет и потому, что родителям не хочется отказываться от своих планов, от своей жизни. “Я еще молода и мой муж еще молод (если он есть, а если нет, то вы ведь хотите и свою личную жизнь наладить), у меня (у нас) такие планы, возможности! И этим всем я (мы) должна пожертвовать.” Не должны. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми возможно поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придётся отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
В Швейцарии родители детей с проблемами развития обсудили и записали специфическую Конституцию родителей детей-инвалидов, которую мы приводим:
“Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
Родители имеют право:

  • Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют проблемы развития.
  • Понимать, что происходит с их ребенком. Знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать.
  • Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специалисты не должны говорить: “Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела”. Получать помощь без необходимости извиняться на нее.
  • Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.
  • Сердиться. И на ребенка в том числе.
  • Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье – работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее.
  • Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.
  • Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать.
  • Ожидать чуда.
  • Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном враче.”

Для реализации этих прав не нужны законы и указы президента страны, а нужны только добрая воля и упорство самих родителей.
5) Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям в России стали делаться только недавно, они проводятся не всегда и не везде. Конечно, такая поддержка должна развиваться прежде всего как помощь семье в ее постоянных заботах : воспитание, обучение и введение в жизнь больного ребенка. Но не менее, а в случае, когда нет профессиональной психологической поддержки, то и более, важно создание доброжелательного или хотя бы терпимого отношения к таким детям и их родителям. Именно поэтому очень важно не стыдиться своего ребенка, говорить о нем – общество относится к ним предубежденно потому, что ничего о них не знает. И рассказать ему о своих детях могут только родители.
Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход!
Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
Еще недавно диагноз „аутизм» был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Ситуация усугублялась еще и тем, что в нашей стране практически не было ни соответствующих специалистов, ни лечебных центров. Да что там говорить, даже исследования на эту тему в то время толком не проводились! Сегодня, к счастью, все выглядит совсем не так безнадежно. И медики, и психологи во всем мире начинают приходить к выводу, что аутичный ребенок тоже может научиться радоваться жизни.
Как распознать болезнь у ребенка и как с ней справиться.
Есть ребята, совсем не похожие на своих сверстников: они живут в своем замкнутом мире и не пускают туда даже близких людей. Виной всему расстройство – аутизм, которым страдают 10 детей из 10 тысяч. Понять, почему в семье родился такой ребенок, сложно. Есть много теорий  – генетическая предрасположенность, разлады в формировании нейронных цепей головного мозга, прививки, родовые травмы, искусственное вскармливание и т.д. Но ни одна из этих теорий окончательно не доказана. Однако, что бы ни вызывало это заболевание, важно знать, что это не приговор. О том, как преодолеть этот диагноз, мы говорили с психологом, директором учебно-реабилитационной школы-сада «Ребенок с будущим» Натальей Стручек.


КАК УЗНАТЬ АУТИЗМ?

На Западе адаптация и развитие детей-аутистов контролируется на государственном уровне. Большинство из них ходят в обычные школы (в сопровождении взрослого). В Украине детсады и школы для таких деток закрыты, они вынуждены учиться дома, а значит, их развитие полностью ложится на плечи родителей. Поэтому очень важно определить заболевание как можно раньше – от этого будет зависеть результат лечения.
Родители могут заподозрить неладное по отсутствию концентрации внимания малыша на предметах и игрушках, по безразличию к маме (когда малыш не выделяет ее среди других членов семьи) или чрезмерной привязанности к ней, и т.д. Особенно такие изменения заметны, если в семье уже есть дети – тогда родители четко понимают: что-то не так. Немного позже изменения в поведении ребенка становятся более явными: ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза. У него развиваются стереотипные движения и «эхолалия» (бессмысленное многократное повторение слов, вопросов).
С каждым годом черты аутизма становятся ярче, и в 2-2,5 года чаще всего ставят диагноз «аутизм». Ребенок плохо говорит, ведет свои «беседы» с пустотой, боится всего нового. Он не играет с другими детьми, зато выделяет любимую игрушку, в компании с которой проводит большую часть времени.


 10 CПОСОБОВ ДОСТУЧАТЬСЯ

Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим

Запаситесь терпением
Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу
Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пасочки

Будьте последовательны
Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать
К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом
Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право-лево, верх-низ.

Научитесь отказывать
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы
Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры
«Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!
Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.


Уважаемые родители!


13 ноября — Всемирный День слепых. Этот день был учрежден Всемирной организацией здравоохранения в 1984 году в память о французском педагоге Валентине Гаюи. Этот человек был основателем первых в мире школ для инвалидов по зрению. Благодаря французскому ученому на свет появился рельефно-линейный шрифт-крупные ровные буквы, выдавленные на плотной бумаге, предшественник азбуки Брайля, а также приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Согласно исследованиям, мозг незрячих детей работает быстрее, чем у зрячих, и они гораздо быстрее думают. Сновидения детей с нарушением зрения  с рождения, включают звуки, запахи и тактильные ощущения. Они лучше чувствуют давление на кожу и обладают повышенной чувствительностью пальцев. Кстати, это одна из причин, почему среди массажистов много людей с нарушением зрения. В последнее время изобретено много девайсов, облегчающих детям с нарушением зрения  жизнь. Среди них — специальные GPS-навигаторы, благодаря которым они могут ориентироваться в пространстве. Наряду с азбукой Брайля в нашем веке появились аудиокниги специальные звуковые газеты, которые можно прослушать по телефону, а также портативное устройство для озвучивания, с его помощью можно ознакомиться с меню в ресторане или расписанием транспорта. Также созданы говорящие телефоны, а также телефоны с клавиатурой с тактильными символами, цифровые фотоаппараты, оснащенные дисплеем Брайля, изменяющим свою поверхность в зависимости от изображения.


Специфические характеристики познавательной мотивации  детей с нарушением зрения и методы их коррекции


Наш бурный и непростой век оказывает на детей влияние интенсивностью жизни, стремительным развитием техники, большим потоком информации, компьютеризацией, изменением семейных ценностей и влиянием всемирного кризиса. И тем не менее общество и система образования основной целью выдвигают доступность и обязательность повышения качества и эффективности образования для каждого ребенка. А если этот ребенок особенный? Кто, как и когда сможет помочь ему раскрыть свои познавательные возможности, подготовить его к дальнейшей жизни и деятельности в естественном социальном окружении? Необучаемых детей нет,  можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.
В чем заключается специфика работы с ребенком с нарушением зрения? Независимо от того, какие у ребенка диагноз, умственные, физические и психические возможности, он в любом случае заслуживает того, чтобы его любили, понимали и помогли найти свое место в этом мире.
Задача родителей не только предупредить последствия первичного дефекта и преодолеть его, но и раскрыть возможности каждого ребенка и подготовить его к дальнейшей жизни в естественном социальном окружении. Чтобы достичь этой цели, надо прежде всего знать особенности познавательной деятельности незрячего ребенка, суметь заинтересовать его, создать мотивацию общения. Успех этой работы непосредственно будет зависеть от доверительного и доброжелательного климата в семье. Успешность компенсации нарушения зрения требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять сложные мыслительные процессы обратимости, развитие мотивации деятельности и становления активной позиции, прошлый опыт, уточнение нового. Я убеждена, что мама (родители) детей с нарушением зрения должны знать во что и как играть,  какие для этого нужны игрушки. Нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное действие через силу.
Дотрагиваться до ребенка можно только после предварительного предупреждения («Миша, можно я возьму тебя за руку?»). Контакт родителя и зрячего ребенка начинается с взгляда, улыбки, и только потом возникают речевое общение, предметно-игровая деятельность. Одна из специфических особенностей общения с  ребенком с нарушением зрения - то, что контакт с таким ребенком предполагает поиск ситуации, которая создает мотив для общения. Чтобы заинтересовать ребенка, надо понять, через какой сохранный анализатор ему более приятно  взаимодействовать  с вами.
Например, Мише (4 года) больше нравится взаимодействовать через слуховой анализатор, он очень любит звучащие и музыкальные игрушки, хорошо воспринимает обращенную к нему речь, с удовольствием разучивает и запоминает стихи и песни. Пластиковый стаканчик и палочка, издающие необычный звук, будут хорошим началом совместной деятельности в этом случае. А Коле (5 лет), напротив, наиболее приятно и интересно взаимодействовать через тактильные анализаторы и обоняние, любой предмет, который Коля берет в руки, он вначале нюхает, пробует на язык и уже потом начинает обследовать. Поэтому наблюдения за ребёнком маме (родителям) следует  подбирать  соответствующие игры и упражнения. И если Коле следует сначала давать предмет и ждать, пока ребенок полностью обследует его и наиграется им, а только потом приступать к поставленным задачам, то Мишу надо  вначале заинтересовать звуками и действиями, которые можно было проделать с этим предметом.
 Все действия с предметами проговариваются и подкрепляются собственным опытом ребенка, потому что пока он сам не прочувствует и не проиграет данную ситуацию, ему будет трудно ее понять. Поэтому я считаю, что эффективность и успешность работы по формированию познавательной мотивации у детей с нарушением зрения зависит:
- от налаживания эмоционального контакта и формирования адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком;
- от игровой формы проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка, умения близких ему людей привлечь внимание и заинтересовать его;
- от создания ситуаций для совместных переживаний взрослого и ребенка, без которых невозможна совместная деятельность;
 -от единства требований к содержанию развития ребенка в семье;
 -от опоры на положительный результат, достигнутый на этапе подражания предметной деятельности ребенка. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;
 -от дальнейшего стимулирования ребенка на самостоятельную и продуктивную деятельность.
В результате вышеперечисленной работы ребенок с нарушением зрения от простых манипулятивных действий с предметами переходит к овладению навыками совместной игровой деятельности со сверстниками, навыками ручного труда и продуктивной деятельности.

Диана Геннадьевна Губина
учитель-дефектолог





2 октября по инициативе ОНН объявлен Международным днём ненасилия
Прекрасный повод ещё раз обратиться к данной проблеме, которая никогда не утратит своей актуальности. Ведь ненасилие возможно только при взаимном внимании и уважении, неравнодушии, которое позволит увидеть и услышать просьбу о помощи, при достаточной осведомленности о признаках готовности не только видеть, но и активно действовать, чтобы помочь.


Уважаемые родители!

Безопасность ваших детей зависит только от вас! Не забывайте, что вашим детям нужна ваша помощь и внимание! Расскажите ребенку об опасностях, которые могут возникнуть в это период.

Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения, используйте для этого объяснения соответствующих ситуаций на улице и  во дворе. Для предотвращения несчастных случаев расскажите детям о пожарной безопасности и о правилах пользования газовыми и электрическими приборами.
Объясняйте ребенку на улице все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами, рассказывайте ему о капризах погоды – как уберечь себя в непогоду или не получить тепловой удар при зное.

Знания правил поведения в лесу (укусы комаров, клещи), на воде просто необходимы ребятам. Для купания  детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время старайтесь выбирать тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг и ила дном.
Не допускайте детей к водоемам без присмотра взрослых, помните, что за купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение.
Все эти несложные правила безопасности помогут вам и вашим детям приятно провести время и дать возможность попасть в какую-либо неблагоприятную ситуацию.


 

 


2 апреля 2014 года
объявлен Генеральной Ассамблеей ООН
Всемирным днём распространения информации
 о проблеме аутизма

 
Он отмечается ежегодно, начиная с 2008 года.

С целью привлечения внимания к проблемам аутизма во всем мире проводят символическую акцию «Зажги синим». Цель таких акций обратить внимание на то, что аутисты могут быть полноценными членами общества при внимании к ним и наличии профессиональной помощи. В разных городах запускают в небо синие надувные шары, зажигаются синие огни, подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки. Светящиеся синим отдельные строения — символ аутистов — одновременно таких похожих и не похожих на других людей. Множество семей по всему миру вечером погасят свет и зажгут синие фонари у себя дома.

Буклеты:

1. Особый ребёнок (РДА)

2. Непохожий мир детей с ранним детским аутизмом


 

Уважаемые      родители!

28.11.2013 г.  в  16.30
в Краевом Центре диагностики и консультирования
в рамках Школы для родителей состоится
тренинг на тему:

«Если ребенок не хочет учиться…»

Ребенок не хочет ходить в школу, что делать? Правильно ли я общаюсь с ребенком-первоклассником? Что такое учебная деятельность?
Ответам на эти и другие вопросы будет посвящен тренинг.

Тренинг проводит педагог-психолог
Новикова Е.Г.

Телефон: (8-861) 257-05-26; 275-66-88


Уважаемые родители!


31.10.2013г. в 17.00
в Краевом «Центре диагностики и консультирования»
в рамках Школы для родителей
состоится тренинг на тему:
«Воспитание ребёнка: родительская позиция».


На тренинге Вы сможете задать специалисту вопросы, касающиеся воспитания детей.
Тренинг проводит педагог-психолог Новикова Е.Г.
Телефон: (8-861) 257-05-26, 275-66-88


30.05.2013 г. в «Центре диагностики и консультирования» Краснодарского края прошла Школа для родителей по теме: «Воспитание ребенка: как это делать правильно?», которую проводила педагог-психолог Центра Новикова Елена Геннадьевна.
Воспитание ребенка, наверное, один из самых сложных видов деятельности на земле.
Как правильно воспитывать ребенка? В каком направлении двигаться при этом? Что главное в воспитании?
Эти и другие вопросы, связанные с воспитанием детей актуальны для любого родителя и не всегда просто в них разобраться самому родителю. Иногда нужна помощь специалиста - профессионального психолога.
Очередная школа для родителей была посвящена ответам именно на эти вопросы.

 


Уважаемые      родители!

30.05.2013 г.  в  17.00
в Краевом Центре диагностики и консультирования
в рамках Школы для родителей состоится
тренинг на тему:

«Воспитание ребенка:как это делать правильно?»

Каким образом наше восприятие мира передается детям? Какое главное средство воспитания? Как приучить ребенка к новым обязанностям?
Ответам на эти и другие вопросы будет посвящен тренинг.

Тренинг проводит педагог-психолог
Новикова Е.Г.

Телефон: (8-861) 257-05-26; 275-66-88

 


Развитие психомоторных и сенсорных процессов детей в домашних условиях


Для каждого возраста существуют свои психологические и физиологические нормы. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, которые позволят перейти ребенку на следующий возрастной этап. Важно вовремя отследить психическое развитие детей, выявить проблемы, если таковые имеются и оказать своевременную помощь.
Сенсорное развитие детей происходит через представление и восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Родителям этому необходимо уделять внимание с самого рождения ребенка.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.

Читать далее


Работа с гиперактивными детьми

Какова роль учителя в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в пре­одолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедить­ся в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.
Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с психологом) может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985; Ю.С. Шевченко, 1997).
Читать далее

 

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ
(страничка логопеда)


В Вашей семье растет малыш. Каждый день он радует Вас своими новыми достижениями. Воспитание ребенка – большое счастье,  огромная ответственность и кропотливый труд. Важным является то, какое участие принимают родители в жизни ребенка. Развитие речи ребенка раннего  возраста (от 1 до 3х лет), как и развития вообще, должно осуществляться в тесном эмоциональном общении со взрослым, в первую очередь с мамой. И успешность развития напрямую зависит от качества этого общения. Создание благоприятной доброжелательной атмосферы способствует возникновению у ребенка желания активно участвовать в речевом общении.

Читать далее

 

Дайджест для родителей
«День за днем»

leto_После долгой зимы дети и их родители с нетерпением ждут лета. Море, солнце, фрукты, отдых на природе – все это ассоциируется у нас с прекрасным временем года. Но как часто случается, что где-нибудь во второй половине августа, оглядываясь назад, мы обнаруживаем: лето пролетело совсем незаметно. А так хотелось сделать ребенку насыщенные событиями каникулы, чтобы весь год он мог вспоминать о лете как о веселом приключении в своей жизни.
Наш журнал будет полезен не только родителям, но и специалистам, которые занимаются организацией детского досуга в летний период. Ведь одним из важнейших вопросов в работе учреждения в летний период является организация досуга детей.     
         Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь детского учреждения.
Также в этом выпуске Вы найдете:

    • Маленькие летние советы
    • Лето в рисунках
    • Проводим лето с пользой
    • Безопасное лето в интернете
    • С малышом на море, мы не знали горя
    • Рубрика «Вопрос-ответ»
    • Летний лагерь: за или против?
    • Игра—конкурс

    Скачать журнал  

    Дайджест для родителей
    «День за днем»

    Родители и дети: учимся пониманию
    rodКажется, что о трудном подростковом возрасте говорили уже тысячу раз. Мамы и папы недоумевают: куда делся тот послушный ребенок, который выполнял все поручения и был эталоном поведения. Неожиданно вместо прекрасной бабочки из кокона появляется огрызающееся, упрямое и не в меру самостоятельное существо. Далеко не все родители оказываются в силах перенести все это спокойно, но тут упреками и наказаниями делу вряд ли поможешь. Вместо того, чтобы ругать попробуйте просто понять ребенка, и тогда вам будет намного легче добиться от него взаимопонимания. Воспитание подростка очень сложный процесс еще и потому, что большую часть времени они находятся под влиянием других людей: школьных учителей, сверстников, соседей, телеведущих развлекательных программ. В этом, на наш взгляд, кроется одна из важнейших причин всех трудностей.
    Многие родители чувствуют, что их некомпетентность, неподготовленность к выполнению родительских обязанностей сводит на нет любые их усилия. Но, с другой стороны, очевидно, что семья—это ключевое звено в жизни ребенка. Именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и маленьким детям и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Несмотря на множество людей и обстоятельств, оказывающих влияние на подростка, самым серьезным является влияние семьи. 

    Также в этом выпуске Вы сможете найти:

    • Позитивное воспитание
    • «Чем больше, тем лучше»
    • Основные правила поведения в отношениях с подростком
    • Рубрика «Это интересно..»
    • «Тропинка близости»
    • Вопрос-ответ
    • Ваша позиция по отношению к детям
    • Советы взрослым от имени ребёнка
    Скачать журнал  

     

    Все мы родом из детства…

    Мы – родители мечтаем, чтобы наши дети были счастливы. Но счастье для каждого бывает разным. Очень часто мы хотим, чтобы наши дети проживали ту жизнь, о которой мы мечтали, но она в  «чём-то»  у нас не удалась. И вот это «что-то» мы хотим навязать своим детям. Например, ведем в музыкальную школу, и отдаем  ребенка обучатся тому музыкальному  инструменту, на котором мечтали сами учиться и т.д.
    Каждый из нас, наверное,  задумывался, о том, что он  может передать по наследству своим детям…  Я имею ввиду не материальные блага, а духовные.
    Передавая по наследству свои идеи, жизненные ценности, мечты,  генетически наследуемые черты личности, темперамент, а также мы  передаем своим детям  свои недостатки, страхи. Остановимся на страхах, которые шлейфом тянутся из детства всю жизнь и мешают нам жить, но мы можем и не осознавать этого.
    Термин «травма детства» не зря существует.
    Читать далее

    О детском суициде

    01

    Основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

    Читать далее


    Игры и упражнения для развития мелкой моторики кистей рук у детей
    Буклет-памятка для учителей-логопедов, воспитателей, родителей для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
    Автор-составитель Мирошниченко М. Н.

    palchik

     

    Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

    Читать далее…

     

     

     


    Безопасность детей в интернете

    Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и мы уже не представляем как раньше обходились без него. В Интернете можно найти любую информацию и пообщаться с людьми, которые находятся за тысячи километров. Дети и подростки используют Интернет для различных целей: они встречаются и взаимодействуют с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, получают новую информацию, играют в игры и просто «болтаются».
    Но, как и реальный мир, виртуальный также может быть опасным. Прежде всего в этом мире существует возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых. И поэтому проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной во всем мире. Для ее не существует границ и изображения детей, становящихся жертвами этого вида насилия, появляются и в Европе и в Америке и в странах бывшего Советского Союза. Существует прямая связь между этим видом насилия и насилием над детьми в реальном мире, а значит, как и в реальном мире, детей нужна защита.
    Какие угрозы встречаются наиболее часто?
    Читать далее

    Осторожно! Гиперопека…как не задушить ребенка в своих объятиях?

    Не так давно, гуляя с сыном 2,5 лет на детской площадке, услышала изумленный вопрос от двух мамочек – «Как Вы научили его так ловко лазить по лестницам, висеть вниз головой, кувыркаться и т.д.? Вы на какие-то занятия ходите? Или к спорту с раннего детства приучаете?». Я, не думая, совершенно на автомате ответила: «Да я просто не ограничиваю его, не трогаю – у него есть возможность решать, что делать, куда лезть, где опасно, а где нет».
    Читать далее

    Детская ревность

    Многие из нас слышали истории о том, как старшие дети при появлении в доме нового члена семьи начинали просто меняться на глазах и всячески пытались досадить ни в чем не повинной маленькой крохе, только что появившейся на свет.

    О дальнейших последствиях такого поведения старших детей и говорить не приходится – дело иногда доходит вплоть до жестокости «старшенького» в отношении малыша, что может закончиться даже несчастным случаем. Как же предотвратить, или, в крайнем случае, сгладить такое проявление детской ревности в отношении своего маленького братика или сестрички?

    Читать далее

    Наказание без унижения

    наказание«Говорят, что дети до 1,5 лет не воспринимают слово нельзя, но как же тогда наложить запрет на что-то и как правильно наказать малыша?».
    Однажды такой вопрос поставил меня в тупик, я начала судорожно вспоминать труды отечественных педагогов и психологов в поисках ответа на тему наказания детей. И так получалось, что тема наказаний в литературных источниках как-то расплывалась.

    То есть, как бы наказывать детей можно и нужно, так как это один из механизмов регулирования поведения, воспитание нравственных качеств, а с другой стороны, наказания – это унижение ребенка, насилие над личностью. И до сих пор тема наказания – это поиски «золотой середины» - как, когда и чем можно наказывать. Когда говорят о наказании детей, многие представляют себе ремень с большой пряжкой, прыгалки, тапки, то есть «методы», которым подвергались в собственном детстве. Об этом тоже будет речь, но сначала мы поговорим о том, для чего это все-таки нужно.
    Читать далее



    Читать

    Мой ребенок — особенный: опасные заблуждения родителей

    Если ребенок употребляет наркотики

    Сказка приходит на помощь

    Почему дети ведут себя плохо

    школа. семья Школа, семья. традиция

    Будьте внимательнымБудьте внимательным, а не то...

    Делай вот такДелай вот так!

    Когда папаКогда папа был в первом классе

    Мы и наши детиМы и наши дети

© gou-center.ru, 2010 г.