лого
Министерство образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

 

Информация для педагогов-психологов и учителей образовательных учреждений, принимающих участие в профилактике суицидального поведения детей

Образовательные учреждения, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи:

  • что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство
  • что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством
  • что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

В этой связи, выделяем следующие принципы работы:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат: организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения.

 

Сопровождение учебно-воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения предполагает многоуровневый подход:

  • Первый уровень – общая профилактика;
  • Второй уровень – первичная профилактика;
  • Третий уровень – вторичная профилактика.

Первый уровень – общая профилактика.
На данном этапе работы по профилактике суицидального поведения должна осуществляться комплексная работа всего педагогического коллектива. Для этого необходимо взаимодействие учителей-предметников, классного руководителя, завуча по воспитательной работе, социального педагога и педагога-психолога.
Учитель – предметник – это специалист, находящийся в непосредственной близости с детьми. Он должен обладать наблюдательностью и чутким  отношением к детям – это основные факторы, помогающие заметить изменения, которые происходят с детьми и подростками.
Классный руководитель – это то важное звено, которое объединяет детей, родителей и специалистов. Вовремя полученный “сигнал тревоги”, может не только помочь выявить, но и своевременно предотвратить надвигающую угрозу.
Завуч по воспитательной работе, социальный педагог и педагог- психолог – специалисты, которые  смогут профессионально провести  профилактику, диагностику и психологическую работу с детьми, родителями и педагогами.
Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия:

  • Создание общих школьных программ психического здоровья,  здоровой среды в школе так, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
  • Организация внеклассной воспитательной работы.
  • Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика.
Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Этапы:

  • Диагностика суицидального поведения
  • Задачи педагога-психолога на данном этапе:
  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
  • Проведение с педагогами  психопросвещения в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
  • Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, разработать  рекомендации по профилактике суицидального поведения.
  • С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения. Словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

Третий  уровень – вторичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия:

  • Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
  • Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов?

Также, на всех этапах необходимо проводить разъяснительно-профилактическую работу с родителями. Проведение разнообразных форм родительских собраний по предупреждению суицидов среди подростков, лекций, круглых столов, профилактических бесед и занятий, обязательное включение родителей в диалог, приглашение специалистов разных профилей.
Данная работа крайне важна не только для конкретной семьи, но и для всего общества в целом.

 

© gou-center.ru, 2010 г.