лого
Департамент образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

Коррекция страха темноты у детей старшего, дошкольного и младшего школьного возраста. Групповое занятие

СКАЗКА О ТРУШЕ

Цель: Снять эмоциональное напряжение у детей со страхом темноты. Научить справляться со страхом.

Материалы: столы или стулья, плотная ткань достаточного размера, чтобы получился темный тоннель, листы белой бумаги формата А4, листы черной двусторонней бумаги, цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, бусинки, лоскутки цветной ткани, нитки и другие украшения, красивая коробка формата А4, символизирующая карету.

Начало.
Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие  в сказочную страну. Нас ждут удивительные приключения! Сначала мы поедем на волшебном паровозе. (Дети выстраиваются паровозиком). Поехали по лесам, по полям. Но вот паровозик остановился. Впереди гора. Паровозик никак не проедет. В горе есть волшебная пещера: пройдя через нее, мы окажемся в стране сказок. Ребята, вперед! (Дети проползают через «тоннель», сделанный из составленных вместе столов, накрытых плотной тканью). Вот мы и пришли в страну сказок. Рассаживайтесь поудобнее, сейчас мы узнаем, в какую сказку попали.

Сказка.
Жил-был на свете один мальчик, хороший, пригожий, умненький, лет так восьми. Жил он с мамой, папой, бабушкой и дедушкой,  в просторной, светлой квартире многоэтажки. Звали мальчика Ваня. Мама его звала Ванечка,  бабушка – Ванюшенька, дедушка — Ванюшка, а папа называл его серьезно, по-мужски — Иван. Рос Ванечка в тепле, заботе и уюте.  Да вот беда была одна у Ванечки: во дворе-то его по имени никто не называл. Звали его мальчишки — знаете как? Труша. Очень грустно и  обидно было ему от этого. Но неспроста получил он такое прозвище. Дело было так:

Жил Ваня на втором этаже. Однажды он спускался вниз, чтобы пойти погулять с ребятами. Спустился на первый этаж, а тут внезапно выключили свет во всем доме. Ваня еще никогда не оставался в темном помещении один. Ночью он засыпал с включенным светильником, да и любимый мишка – оберег всегда был рядом, а еще за стенкой в других комнатах были мама, папа, бабушка и дедушка.  И тут вдруг раз…  и темно! Ваня сделал шаг, другой, его сердечко бешено колотилось. И тут он увидел его… ЧУДИЩЕ! Огромные глаза горят, шерсть дыбом и рычит так грозно. Ваня пустился бежать со всех ног, и вот уже почти выбежал на улицу, но в темноте зацепился за ручку двери. Дверь захлопнулась, прищемив его одежду. Ваня подумал, что кто-то его нарочно за куртку держит, и истошно закричал: «Помогите, спасите! Чудовище схватило меня!» Ребята кинулись к нему на помощь. Они открыли дверь, освободили его одежду. Ваня залепетал дрожащим голосом: «Там, там настоящее чудовище! Глаза у него горят…» А тут и свет загорелся в подъезде. Ребята зашли внутрь, осмотрели все вокруг — никого. В подъезде стоял старый шкаф соседа дяди Феди. Он вынес его на днях, чтобы разобрать на дрова и вывезти на дачу. А на шкафу сидел сильно напуганный кот Барсик  бабы Фроси с третьего подъезда. Шерсть на Барсике стояла дыбом. Оказывается, когда Ваня шел в темноте, он нечаянно наступил на хвост Барсику, и бедное животное от боли и неожиданности зашипело, зарычало и быстро забралось в безопасное место — на шкаф. Вот его-то, кота Барсика, Ваня и принял за чудовище. 

Ребята начали смеяться над Ваней: «Эх ты, трус, трусишка, труша, кота в темноте испугался!» С тех пор прозвище «Труша»  так и приклеилось к Ване.

Жилось Ване с таким прозвищем очень нелегко. Тяжелее всего было от осознания, что он действительно боится темноты и тех монстров, которые могут там прятаться.

И вот как-то Ваня пришел домой из школы. Дома была только бабушка. Она как всегда весело суетилась на кухне, готовя обед. И вдруг бабушка побледнела, схватилась за сердце и присела на стул.

- Бабушка, что с тобой? — спросил Ваня.
- Что-то сердце прихватило, ничего, сейчас пройдет…
- Нет, что ты бабушка, надо немедленно вызвать врача!

Телефона дома не было, и Ваня решил побежать на улицу, чтобы попросить помощи. Он вышел из квартиры, начал спускаться вниз. И в этот миг в подъезде снова погас свет

Ваня чуть было не бросился домой. Но вспомнил, что дома — больная бабушка, и ей очень нужна помощь. И отважно шагнул в темноту.

Прошла секунда, потом другая, и Ваня понял, что с ним ничего не случилось. Глаза постепенно привыкли к темноте, и оказалось, что все вокруг такое же, как всегда: стены, лестница, площадка. Только кота Барсика сегодня не было.

Выйдя на улицу, Ваня  рассказал о беде бабушкам, сидящим у подъезда, и они тут же вызвали скорую помощь. Машина приехала быстро, бабушке дали лекарство, и ей скоро стало легче. К вечеру так совсем отпустило.

После этого случая уже никто не называл Ваню Трушей. Да и сам он понял, что бояться темноты глупо. Даже спал он теперь с выключенным светом. Не такая уж она и страшная, эта темнота.

Обсуждение сказки с детьми.
Почему Ваню ребята назвали «Трушей»? А мог Ваня поступить по-другому в этой ситуации? Что понял Ваня, когда старался вызвать бабушке врача?

Дети, теперь давайте с вами возьмем черную бумагу и сделаем из нее тех страшил, которые чудились Ване в темноте. Можно вырезать, можно просто рвать бумагу руками. Теперь наклейте то, что получилось, на белую бумагу. Представьте, что этому существу надо ехать на бал и его надо нарядить и украсить. Можно сделать прическу, одежду, украсить бусинами и заколками из бумаги. Можно «накрасить» глаза и губы, используя цветную бумагу.

Посмотрите, что у нас получилось. Вам нравится, как выглядит существо? Смотрите, какие они все  красивые. Теперь можно ехать на бал! (Все картинки складываются в импровизированную карету.  Карета уезжает).

Друзья, вот сказка и закончилась, нам пора в обратный путь. Для этого нам нужно закрыть глаза и сказать: «Тара-бара, тара-бам!» Теперь можно открыть глаза. Вот мы и дома. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

Светлана Лысенко,
педагог-психолог, сказкотерапевт

© gou-center.ru, 2010 г.