лого
Департамент образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Фотогалерея
Книжная полка

Логин

Пароль

vechniy_vopros«ВЕЧНЫЙ» ВОПРОС

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу замалчиваемых, а то и попросту изгоняемых из областей школьной педагогики. Но современная ситуация такова, что этот оставшийся неразрешенным вопрос постоянно напоминает о собственной важности. Половое воспитание — по-прежнему «белое пятно» в школьной психологии, педагогике, детско-родительских отношениях. Но закрывать на него глаза, как это делалось в течение долгих десятилетий, в век информации просто невозможно.

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась религиозными традициями. Только в XX в. к проблеме впервые начали подходить научно. Во второй половине века повсеместно возникает интерес к ней со стороны не только специалистов — педагогов, сексологов и психологов — но и общественности, государственных органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодежи разных стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни, с ростом ВИЧ (СПИДа), частоты подростковой беременности, абортов и родов у несовершеннолетних.

Последние данные свидетельствуют о том, что на долю молодых людей приходится около половины всех случаев заражения ВИЧ-инфекцией в мире. В России продолжает нарастать эпидемия ВИЧ-инфекции, признаки которой стали явными к 2000 году. В нашей стране эпидемия ВИЧ затронула молодежь в большей степени: на подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет приходится 80% всех случаев заражения по стране. На данный момент в России зарегистрировано около трети миллиона ВИЧ-инфицированных, но специалисты полагают, что реальное число превышает эту цифру в несколько раз. Каждый год количество ВИЧ-инфицированных в нашей стране продолжает расти. И если раньше ВИЧ считался уделом «группы риска», то теперь ситуация уже иная.

Невнятная государственная позиция по этому вопросу (отсутствие научно обоснованных программ по улучшению репродуктивного здоровья, системы сексуального просвещения и т.д.) ставит под сомнение устойчивость тенденции быстрого уменьшения числа абортов в стране.

Вероятно, следует ставить вопрос о повышении сексуальной культуры всего населения в целом и подростков и молодежи в частности. Молодежные проблемы в стране настолько очевидны, что закрывать на них глаза педагогика просто не имеет права.

Известный польский педагог, социолог и общественный деятель Миколай Козакевич, обобщив многолетний опыт полового воспитания в разных странах, выделил в нем три главные стратегии:

  1. Реструктивную, ограничительно-охранительную;
  2. Пермиссивную, разрешительно-либеральную, склонную к вседозволенности;
  3. Линию «золотой середины».

Первая стратегия на протяжении многих десятилетий существовала в Советском Союзе. Неудивительно, что в это время в сфере полового воспитания наблюдалось много проблем: об этом говорят и исследователи данного вопроса, например, И.С. Кон. Такого рода стратегию нельзя считать эффективной уже потому, что мир, а вместе с ним и дети меняются. Нет ничего плохого и постыдного в сексуальном развитии ребенка. Плохим или хорошим, нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к вопросам сексуального воспитания.

Современная ситуация в стране весьма двойственная: на первый взгляд российская стратегия полового воспитания выглядит разрешительно-либеральной, но на самом деле все гораздо сложнее. Ситуация абсурдна — с телеэкранов информации поступает много (здесь у нас полная свобода слова), но информация это часто не достоверна, мифична; с другой стороны, реалистичной информации взять неоткуда — нет квалифицированных специалистов, которые бы помогали разобраться в этих вопросах. Учителя недостаточно компетентны, медики занимаются «устрашающей» профилактикой, родители, как правило — все запрещают. Разговаривать на «пикантные» темы с детьми и подростками мало кто может, потому что этого опыта нет в жизни старшего поколения. Вот и получается «порочный круг» современного полового воспитания.

Между тем современные подростки не могут ждать: информация о самих себе, своем теле, своих чувствах нужна им сегодня, а не завтра, так как половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящих мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Взрослые должны изменить свои взгляды соответственно ситуации. Акселерация вот уже на протяжении ста лет вносит свои коррективы в механизмы, сформированные тысячелетия назад. Это связано и со снижением возраста полового созревания (13–15 лет), а значит с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16–17 летние по половому поведению соответствуют 19–20- летним 60-х годов прошлого столетия. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2–3 года раньше, чем прежде, а эмоциональное созревание замедленно.

Подросткам свойственен повышенный интерес к сексу и всему, что его касается. Стадия подростковой гиперсексуальности — сложный период как для родителей, так и для самих подростков, потому что это не только конфликт со взрослыми в категориях «прилично – неприлично», но и внутренний конфликт между желаниями и возможностями. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение родителей, учителей, врачей, психологов.

Как дети, так и подростки имеют право на получение информации, которая касается их здоровья и благополучия. Исследования говорят о том, что подобные знания укрепляют в подростках чувство ответственности, поддерживают процесс их развития, а также сохраняют и укрепляют их здоровье. Роль школы, системы здравоохранения и других официальных инстанций, оберегающих здоровье молодежи, важна сегодня более чем когда-либо, поскольку противовесом им являются средства массовой информации с сильным коммерческим и сексуальным уклоном.

Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции».

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья и этики.

Теоретически сложным является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. И первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Основная задача современного полового воспитания — придать информации, которую получает подросток, воспитующее значение, но не назидательное, а помогающее понять и определиться в своих поступках, их причинах, последствиях, а также в нравственных взглядах.

На данный момент споры в отношении целесообразности полового воспитания разгораются на почве результатов опыта ряда стран. Существует мнение, что программы, вводимые в школьный курс, усугубляют сложную социальную ситуацию. Но, во-первых, нет никаких объективных фактов, подтверждающих это, а во-вторых, необходимо разрабатывать собственные программы сексуального воспитания и просвещения с учетом особенностей нашей ментальности, культуры, религиозных взглядов. Безусловно, опыт других стран должен быть проанализирован и учтен, но нельзя целиком брать за основу чужие программы и внедрять их в России.

Задачи полового воспитания, таким образом, заключаются в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи. Это и можно назвать линией «золотой середины».

Поскольку специальной службы в системе нашего образования не существует, возникает закономерный вопрос: кто может взять на себя подобную функцию? На сегодняшний день самой реалистичной фигурой нам представляется школьный психолог, работающий в тесном сотрудничестве с классным руководителем и педиатром. Эти специалисты обладают достаточными знаниями и умениями, для того чтобы организовать цикл бесед и психологических тренингов в доверительной атмосфере, столь необходимой для обсуждения деликатных вопросов.

Практика показывает, что слово взрослого, знающего человека, которому можно довериться, имеет большой вес у подростков. Эти беседы чрезвычайно востребованы самими детьми. И если у слушателя возникает серьезный вопрос, необходимо создать возможность последующей индивидуальной консультации. Неразрешимые проблемы возникают в ситуации, когда у юного человека нет возможности узнать правду, получить помощь и поддержку из взрослого мира. К сожалению, «кладезь информации» — интернет — не может заменить живого общения. Зачастую «мировая паутина» вместо помощи еще сильнее запутывает сознание подростка. И здесь уместно вспомнить бессмертные слова Станислава Лема: «Человеку нужен человек».

Мартынюк Екатерина,
педагог-психолог Центра
© gou-center.ru, 2010 г.