лого
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования
Краснодарского края

Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее психолого-педагогическую и медико-социальную помощь

Документы
Отделы
Наши сотрудники
Услуги
Обследование
Для вас, родители
Для вас, специалисты
Особый ребёнок
Книжная полка
Вопросы и ответы

Логин

Пароль

Вопрос:  В моей семье растёт особый ребёнок - ребёнок с расстройством аутистического спектра. Как эффективнее скорректировать поведение моего ребёнка в обществе сверстников?
Ответ:  Необходимо специально обучать ребенка правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции в общении, распознаванию эмоциональных состояний других детей, поведенческой этике. Неприемлемое поведение отмечать твердым, но не резким «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкреплять жестом. Если ребенок находится в состоянии аффекта и не реагирует  на ваши словесные указания – имеет смысл применять специальные карточки-пиктограммы с  простым изображением символа-указания на соответствующее поведение (обучаться  использованию пиктограмм следует заранее). Так же  скорректировать поведение  в обществе поможет использование  метода  социальных историй  в виде кратких рассказов с подробными иллюстрациями, пар картинок «сначала-потом»  обучающих  правилам поведения в обществе сверстников.
педагог-психолог П.В.Андрианова

Вопрос: У нас ребёнок с РАС. Как можно понять понимает ребенок или не хочет понимать и выполнять обращение, просьбу, вопрос?
Ответ: У большинства детей с РАС имеются особенности восприятия и переработки информации, поступающей из окружающей среды ( аудиальной, визуальной, тактильной и т.д.), поэтому  если в ответ на ваше обращение, просьбу, указание ребенок не реагирует  ( при условии, что патологии слуха врачами  не выявлено) – есть вероятность, что он в силу особенностей собственного восприятия «не слышит» вас, поскольку ему мешают другие раздражители  (шумы, голоса окружающих, интересная яркая игрушка и т.д.) или он погружен в собственные переживания .  В таком случае убрав из окружения ребенка лишние стимулы (можно выключить телевизор, закрыть окно , убрать другие раздражители), четко и кратко повторив обращение, краткую  просьбу: «Дай мячик»  можно добиться ответной  реакции ребенка. Рекомендуется моделирование этой ситуации неоднократно.  Если ребенок с расстройством аутистического спектра совершенно не реагирует на обращение,  то возможно он  слишком  погружен в сенсорные переживания, также ребенок может не понимать обращенной речи вследствие снижения интеллекта, и в таком случае необходима консультация специалиста.
педагог-психолог П.В.Андрианова

Вопрос: Хотелось бы получить рекомендации по развитию навыков эффективного общения с аутичным ребенком.

Ответ:  У большинства детей с расстройствами аутистического спектра есть проблемы с общением. Для развития  навыка успешного общения ребёнок должен либо научиться отвечать, когда к нему обращаются, либо самостоятельно инициировать общение.  Поэтому:

  • Примите на себя роль не только помощника, но и учителя.
    Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок.
  • Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию.
  • Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера.
  • Предоставляйте ребенку положительную обратную связь. Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию.
  • Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации. Искусственно создавайте ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
  • Поощрение просьб. Для этого можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
  • Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно (чертик в коробке, волчок и музыкальные шкатулки.)
  • Играйте с ребенком в игрушки "повышенного интереса" ( воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей).
  • Давайте предметы постепенно (печенье делим на кусочки). Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще.
  • Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. Сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и все" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.

учитель-дефектолог Т.И.Драгунова

Вопрос: Какие приемы следует использовать для начала обучающих занятий с ребёнком с расстройством аутистического спектра.

Ответ: Семье, воспитывающей  ребёнка с РАС, для начала обучающих занятий можно порекомендовать следующие приемы:

  1. Наглядные приемы:
    -картинки. Это могут быть предметные картинки, по которым ребенок должен называть изображенные на них предметы. Сюжетные картинки для составления предложений по ним, а так же серии картинок для составления рассказов.

-окружающие предметы, помогут освоить с ребенком различные лексические темы, например: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.
-связь с окружающим миром. Вы можете наглядно знакомить своего ребенка с природой и различными явлениями, тем самым пополняя его словарный запас.

  1. Игровые:
    -при формировании элементарных математических представлений можно предложить игру «Лепим цифры» (при обучении чтению «Лепим  буквы») для более продуктивного запоминания их.

-Игра «Прятки»: Чебурашка спрятал в нашей комнате коробочки с цифрами (буквами). Давай их найдем. Я буду подсказывать. (Даём словесную инструкцию, употребляя предлоги «за», «на», «под» и т.д., а дети находят)

учитель-дефектолог Т.И.Драгунова
Вопрос. Позволительно ли, целесообразно ли использовать наказания в воспитании детей с аутизмом?
Ответ: Как и всех остальных детей, ребенка с РАС  в некоторых случаях  стоит наказывать за ненадлежащее поведение. В качестве наказаний для детей с РАС можно использовать правила:  посидеть в «скучном»  месте, тайм-аут  или лишение каких-то приятностей. Конечно же, вы должны объяснить ребенку, за что именно он наказан и как долго продлится его наказание. Ребенку с РАС  понадобится некоторое время, чтобы понять, что это нежелательное поведение нужно остановить. При наказании  важно сохранять спокойный голос, даже если вы очень расстроены. Если  ребенок хорошо обучается через визуальное восприятие, подготовьте серию изображений, которые объясняют, как их плохое поведение ведет к наказанию, а хорошее – к поощрению. Такие действия помогут  ребенку почувствовать взаимосвязь между плохим поведением и дисциплиной.
педагог-психолог С.С.Кислицына

Вопрос. Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра контролировать свои эмоции?  Как вести себя родителям, если в магазине с ребёнком случилась истерика?
Ответ: Обычно,  ребенку с с расстройством аутистического спектра сложно контролировать свои эмоциональные реакции. Провоцирующие эмоциональную вспышку факторы копятся долгое время, выливаясь во внезапную бурную реакцию.  Лучше, если подобные эмоциональные срывы удается предотвратить до их начала, убрав максимально психотравмирующие факторы. Если это не удается,  попробуйте научить ребенка самому определять, когда на него подействовал провоцирующий фактор, решать, с помощью какого способа он попытается успокоить себя, а потом следовать этому решению.  У ребенка с РАС  может наблюдаться недостаточный репертуар эффективных поведенческих реакций, он просто не знает, как ещё  можно вести себя в ситуации стресса.  Обучая ребенка этим стратегиям,  необходимо использовать подсказки и положительное подкрепление, а также необходимо помочь ребенку понять, что когда он не контролирует свои эмоции, это приводит к нежелательным последствиям (дисциплинарные санкции в школе, запреты на любимые занятия дома, тебя уведут из любимого места и так далее). Для обучения ребенка навыкам саморегуляции можно использовать такие методы, как прогрессивная мышечная релаксация, глубокое дыхание, физические упражнения, переключение, ритмичные движения.
педагог-психолог С.С.Кислицына

Вопрос. Как к ребёнку с РАС применять поощрения и наказания?
Ответ: РАС – это не просто расстройство. Это целый спектр нарушений. Поэтому не существует одного общего решения или наказания для всех детей и их проблем с поведением. Они должны решаться по-разному, в зависимости от состояния ребенка и трудности его поведения. При применении поощрений и наказаний в воспитании детей с РАС существуют некоторые отличия от воспитательных стратегий, применяемых  для обычных детей. При  воспитании   детей с РАС нужно попытаться реализовать стратегии приучения к дисциплине, чтобы изменить нежелательное поведение  ребенка. Иногда ребенок с РАС  плохо ведет себя  потому, что просто не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Ему недостаточно просто сказать:  «Веди себя хорошо». Его нужно обучить правильному поведению в действии. Если  вы используете при обучении ребенка визуальные стимулы, то можно подобрать серию изображений (например, из игры «Что такое хорошо и что такое плохо»), которые объясняют, как  плохое поведение ребенка ведет к наказанию, а хорошее – к поощрению. Это поможет  ребенку почувствовать взаимосвязь между плохим поведением и последующим наказанием. Недопустимы крики и физические наказания.    Дети с РАС начинают испытывать в таких случаях  сильную тревогу, это видно по их поведению. Они становятся очень беспокойными и возбужденными. Они могут начинать истерики, кричать. И можно получить  обратный эффект, ребенок будет вести себя ещё хуже. Поощрения для ребенка с РАС  надо использовать в качестве подкрепления правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом), тем, что наиболее приятно и нравится вашему ребенку. Но вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит  об этом. В качестве поощрения может выступать ободрение, одобрение, похвала, побуждение близкого ребенку человека.
педагог-психолог С.С.Кислицына

Вопрос: Посоветуйте, что делать маме гиперактивного ребенка, чтобы не перегружать малыша?
Ответ: Чтобы не усугубить психическое состояние своего малыша, избегайте следующих вещей:

  • Чрезмерно увлекаться различными методиками раннего развития и загружать малыша интеллектуальными задачами и сложными физическими упражнениями. Есть опасность, что этим вы отобьете у малыша охоту чем-либо заниматься в дальнейшем.
  • Пытаться усмирить его повышенной требовательностью и лишать заслуженной похвалы, если ребенку все же удалось немного упорядочить свои действия и он собрал все игрушки, увлеченно помогал вам лепить пельмени или ни с кем не рассорился во дворе.
  • Срываться на ребенке, если он своими шалостями окончательно вывел вас из терпения. Всегда напоминайте себе, что вас злит не малыш, а его поступки. Гнев — это ваше поражение, в гневе вы фактически беспомощны, хотя и опасны для своего ребенка. Если конфликтная ситуация произошла в общественном месте, не дайте себе «завестись» из-за недовольства окружающих. Хладнокровие сохранит вашу способность быстро реагировать, маневрировать и переключать активность ребенка.
  • Подавлять природную подвижность и живость ребенка. Если вы не уверены, что справитесь со своим чадом «мирным путем», на первых порах избегайте ситуаций, требующих от ребенка бездействия или ограничивающих свободу действия и перемещения:
  • долгих телефонных разговоров — вы всё сможете обсудить вечером или когда с малышом будет кто-нибудь из домашних;
  • длительных поездок в общественном транспорте — такси (возможно, на часть маршрута) хоть и обойдется дороже, однако и вы и малыш сбережете силы и хорошее настроение;
  • очередей — по возможности договаривайтесь о предварительной записи на прием или время от времени покидайте помещение, чтобы где-нибудь пройтись и развлечь ребенка;
  • долговременных походов по магазинам или на рынок — поручайте основную часть покупок домашним или доверьте присмотр за ребенком близким при условии, что малыш спокойно переносит ваше отсутствие в течение 2-3 часов.

Желаю успехов!
            Учитель-дефектолог Овчаренко Ольга Андреевна

вопрос
Ребенку врач поставил диагноз СДВГ. Ребенок ходит в детский сад.  Он  не любит слушать рассказы и сказки, когда я ему читаю, постоянно отвлекается.  Должен ли с ним заниматься логопед детского сада?
ответ
Логопед детского сада занимается только с детьми, имеющими речевые нарушения. Основанием для коррекционной логопедической помощи ребенку является выписка из протокола психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с соответствующими рекомендациями специалистов ПМПК. Если в рекомендациях для Вашего ребенка не прописаны занятия с логопедом, следовательно, у него нет серьезных нарушений речи, и коррекционные занятия с логопедом ему не требуются.  
Ребенку с СДВГ сложно долго сидеть на одном месте, поэтому для совместного чтения следует выбирать небольшие рассказы, доступные для понимания и интересующие ребенка. Хорошо будет, если в книге много красочных иллюстраций – они привлекают внимание детей. Если объем произведения превышает  возможности сосредоточения ребенка, то это произведение нужно разделить на несколько частей.  Причем прерывать чтение следует до того, как наступило утомление ребенка. Интерес к рассказу будет поддерживаться, если прерывание произошло на интересном месте и причиной послужила не «утомляемость ребенка», а Ваши «неотложные дела». И конечно же обязательно необходимо договориться о том, когда вы снова сможете вернуться к чтению. Время чтения следует постепенно увеличивать. Одной из основных отличительных особенностей этих детей является их отвлекаемость на  любые внешние раздражители. Поэтому вам заранее следует позаботится, чтобы во время чтения в поле зрения ребенка не находились предметы и игрушки способные «перетянуть» внимание на себя.  
И еще один очень важный момент. То произведение, которое Вы читаете ребенку, должно быть интересно Вам. Если у вас присутствует формальный подход – ребенок это почувствует, и чтение не вызовет интереса у ребенка. Будьте искренними  со своим ребенком!
Вот некоторые игры, способствующие развитию слухового внимания.

    1) «мой колпак – треугольный» (старинная игра)

Произносится фраза: «Мой колпак – треугольный, треугольный мой колпак. А если он не треугольный, то это не мой колпак». При этом каждое слово изображается действием («мой» – показать рукой на себя, «колпак» – дотронуться рукой до головы, «треугольный» – нарисовать руками треугольник, «не» – отрицательно помотать головой). Постепенно, по одному слову, все слова полностью заменить на жесты.  

    2) «слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)

Ребенок свободно передвигается по комнате. Когда ведущий (взрослый) хлопнет в ладоши один раз, ребенок останавливается и принимает «позу аиста» (стоит на одной ноге, руки в стороны); на два хлопка – «поза лягушки» (присесть на корточки, руками опереться на пол  перед собой).

    3) «запрещенное слово»

Заранее выбирается слово, которое нельзя повторять. Потом ведущий (взрослый) называет разные слова, а ребенок их повторяет. Когда произносится запрещенное слово, ребенок кружится на месте или хлопает в ладошки. Затем участники игры меняются ролями.

Учитель-логопед Сорокина Татьяна Викторовна.

ВОПРОС:  Каковы психологические особенности ребенка дошкольного возраста? Как можно помочь ему в развитии?
ОТВЕТ: В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые проявляются:
- в осознании собственного «Я»;
- в осознании своего поведения;
- в интересе к миру взрослых.
Эти изменения особенно проявляются в детских сюжетно-ролевых играх.
Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия и обучают их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность о совместных действиях.
Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.
Психическое развитие дошкольника происходит в игре и домашних делах, в которых формируется элементы будущей учебной и трудовой деятельности. Игра, конечно, является ведущим видом его деятельности, так как она вызывает необходимые изменения в психике ребенка.
Чтобы лучше понимать, чем заниматься со своим любимым ребенком, предлагаю вам практические занятия, которые можно проводить дома.

Купаемся и учимся ощущать воду:  

  • Умываясь, обращайте внимание ребенка на  различие теплой и холодной  воды, запах мыла, сухость и влажность полотенца.
  • Замораживайте воду в различных  формочках, наблюдайте вместе, как она тает.
  • Когда ребенок купается,  покажите ему, что из предметов может тонуть, а что не тонет в воде, и какой предмет может удержать пена в ванне.


Одеваемся и изучаем материалы

  • Потрогайте пуговицы на одежде, сравните их с другими пуговицами. Покажите, как застегивать и расстёгивать куртку, пальто. Пусть вам помогает любимая игрушка.
  • Расшнуруйте ботинок и покажите ребенку шнурок. Объясните  ему, как зашнуровать ботинок. Можно сравнить разные шнурки по цвету, длине, или  выложить из них узор.
  • Чаше говорите  на темы: «Каждой вещи свое место»; «Как содержать одежду и обувь в порядке»; «Зачем складывать вещи в шкаф аккуратно и по порядку».

Кушаем без каприз!                                   

  • Во время еды обращаем внимание ребенка на:                     

- запах, спрашиваем, вкусно пахнет или нет;        
- холодное  или горячее:  суп, мороженое, котлета;
- сладкое  или  соленое:  яблоко, пирожное, огурец;
- жидкое или густое:  каша, пюре, молоко;
- твердое  или мягкое:   апельсин, груша.

  • В прозрачный стакан наливаем  чай, затем добавляем  молоко. И наблюдаем, как перемешивается чай с молоком.
  • Варим вместе компот из замороженных и свежих фруктов. Наблюдаем, как вода окрашивается,  фрукты закипают; готовый компот разливаем в стаканы и  пьем вместе всей семьей.
  • Чаще говорите на тему: «Как правильно вести себя за столом»; «Полезные и вредные продукты»; «Как пользоваться столовыми приборами».

Наталья Потапова, педагог-психолог
_________________________________________________________________

ВОПРОС: Моей дочери сейчас 4 года. У меня с ней очень часто бывает такая ситуация: заходим в магазин,  и если ей что-то захотелось – она начинает требовать это, мои доводы не слушает, плачет, кричит, а я не могу с ней справиться. В итоге я покупаю то, что ей хочется, дома объясняю, что так себя вести нельзя, она соглашается, но с новым походом в магазин – все повторяется. Что мне делать? Как правильно вести себя с ней?

ОТВЕТ: Описанную вами картину можно увидеть довольно часто, и хотя происходит она с разными людьми, итог всегда схож: крики и слезы ребенка, нарушение эмоционального состояния  мамы. Помимо этого есть еще одно общее во всех этих ситуациях: результат взаимодействия мамы и ребенка указывает на то, что взрослые не сформировали у ребенка способность принимать отказ, не научили альтернативным способам поведения в ситуациях отказа. Очевидно, что ребенок использует манипулятивные формы поведения, которые возможны, только если их поддерживают сами взрослые.

Давайте разберемся во всем этом и рассмотрим причины, которые приводят к описанной вами ситуации.
Психические особенности маленького ребенка не позволяют ему в полной мере осуществлять контроль своего поведения. Совсем маленький ребенок не может понять и принять  причины отказа. Однако с возрастом ребенок постепенно должен учиться управлять своим поведением. Учиться принимать отказ и запрет, подчиняться требованиям взрослого. Кто может  и должен обучить этому ребенка? Конечно же, в первую очередь родители.

Позиция совсем маленького ребенка: есть я, и мир должен заботиться обо мне. Эта позиция понятна и нормальна для младенцев, которые действительно требуют огромного внимания и заботы и без взрослых не смогут выжить. Однако с возрастом ребенок должен учиться противоположной позиции: есть я, и есть другие люди, мы можем договариваться о взаимной поддержке и заботе. Учиться этой позиции –значит учиться видеть и принимать реальность: есть взрослый, который принимает решения; понравившуюся вещь могут не купить по каким-то причинам; есть другие дети, которые могут не захотеть с тобой играть;  есть требования семьи – убирать за собой игрушки и т.д.

Научиться всему этому ребенок  может, только лично прожив ситуацию отказа, когда взрослый с уважением к ребенку, но при этом уверенно и спокойно объяснит, что не может купить понравившуюся вещь. Конечно же, первой, вполне естественной для ребенка реакцией могут быть слезы и даже истерика. Однако грамотный и любящий своего ребенка родитель в такой ситуации обязательно даст возможность проявиться такой реакции, при этом оставаясь рядом с сочувствием  и сопереживанием. Если вы сделаете это с подлинной любовью и терпением, понимая, что сейчас вы помогаете своему ребенку расти, учиться управлять собой, принимать реальность – то и ребенок, пережив это, сможет научиться принимать самоограничения, управлять собой. Ведь если ребенок не научится этому в раннем возрасте, то с каждым годом ему будет все труднее и болезненнее делать это, потому что окружающие люди уже не будут делать скидку на его возраст и непонимание. Ну а если человек, став взрослым, так и не научился принимать реальность, его поведение остается низкоадаптивным, и он приносит многочисленные страдания близким и себе самому.
Такой человек  предъявляет претензии окружающим, часто может вступать с ними в конфликты, болезненно и с трудом переносит жизненные трудности и ограничения. Кроме того, хочется еще раз напомнить, что ребенок может манипулировать взрослыми, только если сами взрослые позволяют это и поддерживают подобные взаимоотношения.
Зная это, каждый любящий родитель способен правильно воспитывать и развивать своего ребенка.

 

ВОПРОС: Действительно ли можно использовать сказки в  воспитании ребенка, и если да, то как правильно это делать?

 ОТВЕТ: Вы задали важный и интересный вопрос, который довольно часто задают многие родители. Если ответить на него совсем коротко, то ответ будет такой: сказки в воспитании детей использовать не только можно, но и нужно.
Когда рождается маленький ребенок, он еще ничего не знает о мире, который его окружает, о людях, которые бывают самыми разными; о том, как надо взаимодействовать с другими людьми, какие стратегии поведения выбирать. Все это ребенок постепенно узнает от нас — взрослых, и, конечно же, огромную роль в этом могут сыграть сказки. Ведь сказка — это сюжет из реальной жизни, в котором обязательно есть все то же, что и в настоящей жизни: разные события, неожиданные изменения, трудности и сложности, горести и радости. Так же, как и в жизни, в сказках встречаются  разные люди и животные: добрые и злые, хитрые и простодушные, открытые и коварные. В сказочном сюжете главный герой обязательно сталкивается с трудностями, прикладывает усилия, может ошибаться и заблуждаться, теряет или находит друзей и в процессе всех этих событий разрешает какую-то сложную ситуацию. При этом очень важно, что это происходит только после того, как сам главный герой меняется к лучшему, меняет что-то в своем отношении к миру, людям, в своем поведении.
Сказочные сюжеты, таким образом, дает ребенку представления о добре и зле, об адекватных, успешных формах поведения и неадекватных, приносящих страдание самому человеку. И на примере этого ребенок учиться жить, преодолевать трудности, ценить добро, взаимодействовать с окружающими.
Таким образом сказки не только пополняют список адекватных форм поведения ребенка, но и создают условия для возможности разрешения каких-либо сложностей и трудностей.
Как же правильно подбирать сказки? Например, ребенок постоянно хвастается своими достоинствами и успехами и в связи с этим часто остается один, так как друзья не хотят с ним водиться. И здесь родители могут сами придумать или подобрать сказку для своего ребенка. Сюжет этой сказки должен чем-то напоминать проблемную ситуацию, существующую у ребенка (но не являться ее буквальным отражением), и обязательно пример того, как главный герой адаптивно справился с этой проблемной ситуацией.
Необходимо добавить, что придуманная или подобранная сказка должна быть лаконичной, с простым и понятным сюжетом. Важно также выбрать и максимально уместное время для вашей сказки. Если ребенок занят или увлечен какой-то игрой, рисованием, ни в коем случае не надо его отрывать от этого, чтобы рассказать сказку. Польза от сказки может быть только тогда, когда ребенок заинтересован и  действительно готов пообщаться с вами.
После того как вы рассказали сказку, не старайтесь сразу же добиться от ребенка выводов из нее, его объяснений о том, что он понял.  Ребенок должен побыть с этим сюжетом, прожить его, и тогда  у него обязательно будет происходить внутренняя работа по переосмысливанию услышанного.

Педагог-психолог Елена Новикова

 

ВОПРОС:  Моей  дочери 4 года. Она всегда была несговорчивой, а в последнее время капризничает по любому поводу. Особенно трудно ее успокоить в магазине и транспорте. Подскажите, что делать в такой ситуации?
ОТВЕТ: Если хотите избежать капризов, нервных расстройств, старайтесь проводить с малышкой больше времени вместе.

  • Обратите также внимание на то, какая атмосфера окружает ребенка в семье, на улице. Если ребенок видит ссоры и конфликты между родителями, агрессивность по отношению к нему, другим членам семьи, или на него оказывают сильное влияние какие-то уличные впечатления – все эти ситуации могут стать для малыша сверхсильным раздражителем. Постарайтесь успокоить его, отвлечь, а если заметили, что стрессовое состояние долго не проходит, обратитесь к невропатологу или психологу.
  • Истерики надо стараться прекращать как можно быстрее, не доводя малыша до критического состояния, при этом помните: подобные приступы – сигнал, что ребенок переживает сильнейший внутренний конфликт.
  • Спросите, что случилось, а исходя из его рассказа, попробуйте вместе с ним разобраться в ситуации и найти компромисс. Нередко капризы ребенка связаны с тем, что ему не хватает понимания и душевного тепла.
  • Поведение родителей во время капризов и истерик должно быть основано на трех принципах: попытаться понять, обозначить пределы допустимого поведения, проявить сочувствие.
  • Не бойтесь показывать малышу, что вы его любите. Некоторые родители думают, что нельзя откровенно выражать свои чувства к ребенку, иначе из него вырастет баловень и неженка. Все хорошо в меру. Для малыша подтверждение того, что он любим, очень важно.
  • Некоторые родители считают, что когда малыш подрастает, ему уже необязателен физический контакт с родителями. Однако данные экспериментов показывают, что в возрасте до пяти лет именно такой контакт необходим не только для эмоционального, но и для умственного развития ребенка.
  • Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – переключить внимание ребенка на что-то другое. Например: «Ой, какие большие слезы пропадают! Давай их в бутылочку соберем!» Или: «Смотри, на плече у тебя Капризка сидит и плачет. Давай ее прогоним!» Можно отвлечь внимание малыша каким-то новым ярким предметом или предложить ему интересное занятие. Например, посмотреть с ним фильм, мультфильм или почитать любимую сказку.
  • Можно предложить ребенку участвовать в выбранном вами занятии (в уборке квартиры, приготовлении пищи и т. д.), либо вместе решить, что вы будете делать. А можно и самим подключиться к занятиям малыша. Перестать на время быть строгим родителем, стать равноправным участником какой-нибудь детской игры.  Например, поиграйте в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ваш малыш пусть будет отцом или матерью. Играя роль взрослого, он будет использовать опыт, полученный в семье, и вы увидите себя как бы со стороны. А это иногда очень полезно!
  • Общение очень много значит для малыша. Когда ребенок подключается к вашим делам, он ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых. Если вы вместе решаете, чем заняться, он приучается к демократическому общению: усваивает способы, как выбрать то, что нравится всем, а не ему одному. Играя же в детскую игру, вы сами учитесь понимать малыша, а ребенок чувствует свою значимость (ведь в играх он всегда главный). Но самое главное, конечно, то, что во всех случаях ребенок получает удовольствие от совместного общения, чувствует родительскую любовь и сам становится более понимающим и нежным.

 Ольга Войт, педагог-психолог

ВОПРОС:Моему ребенку (5 лет) поставили диагноз – аутизм. Он практически не говорит, произносит непонятные звуки, хотя иногда может повторять и отдельное слово, не привязанное к конкретной ситуации. Общаться с ним очень трудно, привлечь его внимание практически невозможно. Что делать? Какие занятия для  развития речи я могла бы проводить с ним самостоятельно в домашних условиях?

ОТВЕТ: Занятия дома – это очень важная составляющая коррекционной работы с ребенком, страдающим РДА, т.к. мама не только наибольший промежуток времени находится со своим ребенком, но и лучше всех может понять и почувствовать своего малыша.
Одним из основных проявлений синдрома аутизма является искаженное развитие речи с только ему присущим неправильным использованием глагольных форм и местоимений по отношению к собственной личности, множественными эхолалиями (механическими повторениями чужих слов) и другими особенностями речевого развития.
Это объясняется неравномерностью созревания речевой и других сфер жизнедеятельности, а также отсутствием вытеснения примитивных структур сложными, как это происходит в норме. При этом текст со смысловым содержанием ими запоминается не намного лучше, чем бессмыслица. Необходимо помнить, что развитие речи неразрывно связано с практической деятельностью и наглядностью и учитывать это в ежедневных занятиях.

  • На начальном этапе важно проводить массаж кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массаж лицевой мускулатуры, шейной области, стоп. Это способствует  более четкому и дифференцированному движению пальцев,  нормализации мышечного тонуса кисти, улучшению способности совершения более сложных движений и действий.
  • Необходимо отрабатывать наиважнейшую для этой категории детей реакцию оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми взрослым и захваченными рукой ребенка.
  • Для отработки указательного жеста пассивно охватывать указательный палец ребенка, касаться им объемных предметов, обводить их контур и называть (основано на том, что развитие речи идет от жеста к слову). На этом этапе коррекции, в процессе манипуляции с предметами, нужно развивать не только тактильное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприятие, отрабатывать связи между всеми видами движений, действий, восприятием предметов и их словесным обозначением.
  • Затем для закрепления комплекса «глаз — рука» и развития мелких мышц кисти можно переходить к специальным подвижным играм с пальцами рук и ног в виде поочередного сжимания, разгибания, раздвигания, складывания, соединения пальцев, касание ими частей тела. Обязательно сопровождать эти движения словесными потешками, четверостишьями, пением (т.е. стимулировать не только прямой, но и обратный поток нервных импульсов в речевые и моторные центры головного мозга).
  • Все  действия необходимо комментировать  речью. Эти манипуляции способствуют восстановлению ориентировки внутри себя и в окружающем пространстве. Благодаря этому многие дети перестают бояться окружающих предметов, живых существ, пытаются прикоснуться к ним, хотя на первых порах не всегда соотносят силу касания с силой, необходимой для познания окружающего мира.
  • Обводить предметы указательным пальцем ребенка, называя предметы и свойства предметов. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов начнет сам опознавать и называть отдельные предметы (кубик, шар и т.п.). Затем можно переходить  к конструированию этих же предметов из частей, предварительно наглядно показывая порядок действий, не сразу вводя новые образцы.
  • Только после отработки объемных предметов можно переходить к работе с их плоскостными изображениями.

Больным РДА сложно перейти от восприятия реальных объектов к пониманию их изображения. Часто они вначале узнают лишь незакрашенные контуры знакомых предметов, затем им становится доступно восприятие плоскостного изображения предмета в одной цветовой гамме. Цветные сюжетные картинки (их целостный сюжет) дети долго не воспринимают, определяя словесно только отдельные компоненты или части разно окрашенных предметов.

  • Для лучшего восприятия плоскостного изображения предметов можно использовать разрезание их на части и складывание в нужной последовательности. При этом всегда к зрительному познанию подключать тактильное, кинестетическое. Для чего использовать осязание их пальцами и перемещение в пространстве. Многократное воссоединение плоскостного изображения из частей постепенно приводит к осознанию его целостного изображения и словесной идентификации. Закреплению образов предметов в памяти ребенка, а также развитию мелкой моторики и речи способствуют занятия аппликацией, рисованием, лепкой.
  • Для  восстановления и развития речи важно соблюдать последовательность. Вначале в манипуляции с игрушкой формируется тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определялся словесно (т.е. привлекается ряд анализаторов) и формируется соотнесение словесного определения с конкретным предметом.
  • На следующем этапе добиваться того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делить слово на слоги, многократно повторять начальные, последние и ударные слоги, после чего сливать их в необходимое слово. Обучать умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. Словарный запас у детей с РДА расширяется постепенно.
  • При накоплении штампов наступает «прорыв» в спонтанной речи. Для максимального увеличения понимания сокращать и упрощать форму языка — его грамматику. Этого добиваться путем уменьшения длины фраз, обращения отдельными словами («сядь», «встань»), вначале короткими, а затем и более распространенными предложениями. В интересах упрощения языка и облегчения его понимания ограничиваться ключевыми словами в предложениях, несущими в себе основной поток информации. Второстепенные слова опускать.
  • От занятия к занятию постепенно усложнять содержание языка, переходя от простых, конкретных, видимых вещей и действий к абстрактным. Одни и те же вопросы задавать многократно и без изменения содержания, дословно.
  • Язык жестов упрощать в той же последовательности, что и словарный язык. В общем обращении язык жестов и словарный язык должны быть точно одинаковыми (наглядно-действенными). Например, произносить: «Надень ботинки» и одновременно показывать жестами.
  •  Важно фразовую речь подкреплять соответствующим картинным материалом или определенной ситуацией.
  • По мере успешного освоения этого этапа можно приступать к составлению целого рассказа по отдельным картинкам и по серии сюжетных картинок, а также переходить к работе с текстом, включающей беседу по тексту, пересказ или драматизацию.

И даже при такой работе  большинство детей длительное время  испытывают трудности с введением уже усвоенных фраз-штампов в новые предложения, при  использовании их в новом контексте. Тем не менее особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у больных с ранним детским аутизмом.

Следует помнить, что  положительная динамика в коррекции коммуникативной функции и социализации детей (подготовка ребенка к переводу в общественное учреждение типа сада, школы, либо более высокое приспособление больного ребенка к жизни и домашних условиях) возможна лишь при систематическом проведении коррекционных мероприятий на уровне всех реабилитационных блоков (психиатрами, психотерапевтами, логопедом, педагогами-дефектологами, психологом и др.).

Татьяна Сорокина, учитель-логопед

 

 

ВОПРОС:  Каким образом в домашних условиях правильно организовать игровую деятельность для ребенка с аутизмом?

ОТВЕТ: Аутичные дети любят манипулировать предметами. В отличие от обычных сверстников они надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. 
В домашних условиях можно организовать игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друта, смешивание);
- слуховые  (ребенок слышит разнообразные звуки — от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Мы планируем продолжить публиковать на сайте виды игр и занятий с аутичными детьми.

ВОПРОС: У меня ребенок с аутизмом. Я не работаю и провожу с ним все свое время. Как наиболее продуктивно и с пользой для ребенка я могу организовать наше с ним общение?

ОТВЕТ: Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие его развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Поведение такого ребенка в быту — часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.
Рекомендации по организации режима дня:
1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит – это могут быть самые простые обычные слова; движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе.
2. Работа по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации.  Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка. Такую книжку можно сделать из картинок, нарисованных вместе.
3. Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в «фонтан», «брызги», а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.
4. Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т.п.
Желаю вам успехов!

Ольга Овчаренко, учитель-дефектолог

Моя дочка 3-х лет ходит в детский сад. Воспитатели жалуются, что она не играет с детьми, но часто их задирает. Увлечь ее чем-то очень трудно, она не идет на сотрудничество, делает только то, что хочет. Дома же этих проблем мы не замечаем. Стоит ли тревожиться?

Ирина К.

Я думаю, стоит обратить внимание на то, как девочка общается со сверстниками (допустим, на детской площадке), ведь дома она с вами один на один и получает ваше внимание безраздельно. В детском же саду все обстоит совершенно иначе. Важно понять, умеет ли ваша дочка выстраивать отношения с другими детьми, как она вступает в контакт, особенно когда остается одна со сверстниками. Общение и игра у ребенка - залог его правильного и всестороннего развития. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на ее взаимоотношения, считаете ли вы, что ваша дочь в любом случае права или же можете разъяснить ей, что ее поведение обижает других детей, делает им больно. Непонимание ребенком того, к чему приводит подобное поведение, может спровоцировать трудности в общении в более старшем возрасте, формирование завышенной самооценки и комплекса неполноценности (они всегда идут рука об руку).

Александра Кальдер-сухорукова,
педагог-психолог.

Я живу в Краснодаре. Мой сын 16 лет уже несколько раз убегал из дома. Он уходит как бы погулять с друзьями и пропадает на 2-3 дня. Телефон отключает, друзья ничего не знают или не хотят говорить. Я схожу с ума, поднимаю милицию, бегаю по городу, уже сама попадала в больницу. А мальчик раз за разом придумывает какие-то невероятные истории и обещает, что больше этого не повторится. Была у психолога, но тот при мальчике стал кричать, что я сама во всем виновата, и сын в тот же день опять ушел "в загул". Что мне делать? Пожалуйста, помогите!

Светлана И.

Причин, по которым подросток уходит из дома, может быть несколько. И трудно говорить о чем-то конкретном, не зная всех деталей и обстоятельств вашего случая. Однако большинство психологов сходятся на том, что основной причиной подростковых побегов является нарушение родительско-детских взаимоотношений. Подростковый возраст - один из самых сложных. Ребенок переживает кризис, одним из проявлений которого является потребность в "самости", в ощущении собственного "Я". Проявляется это в стремлении отстаивать свое мнение, принимать самостоятельные решения, быть значимым. Родители, которые привыкли видеть своего ребенка покладистым и послушным, воспринимают эти изменения как упрямство, своеволие, капризность и т.д. Они пытаются с прежней интенсивностью контролировать жизнь подростка, порой даже круг его общения и интересы. Не встречая понимания и поддержки в семье, подросток находит ее в кругу сверстников или других взрослых. Одним словом - бежит. Как видите, в явлении подростковых побегов ответственность взрослого действительно высока. Но это не ваша вина, а скорее - задача, которую нужно решить. Как? Во-первых, больше говорите с ребенком обо всем, что интересно для него. При этом важно занять позицию "на равных", поддерживающую и принимающую. Во-вторых, нужно помнить - то, что вам кажется незначимым или пустяковым, для подростка может быть жизненно важным. Проявите искреннюю заинтересованность, и ему не нужно будет искать поддержки на стороне. В-третьих, дайте возможность ребенку принимать самостоятельные решения, разумеется, объяснив, что он вместе с этим берет на себя и ответственность за их последствия. Важно также привлекать подростка к активному участию в жизни семьи, в выработке совместных планов и принятию общих решений. Это даст ему ощущение значимости и востребованности. Резюмируя, хочу сказать, что грамотный родитель - не тот, кто, словно локомотив, тянет ребенка за собой, и не тот, кто подталкивает его сзади, а тот, кто просто находится рядом, помогая тогда, когда это действительно нужно.

Анастасия Гузь, педагог-психолог.

Моей дочери уже 3 года, а она до сих пор не разговаривает. С чем это может быть связано, и можно ли это исправить без медицинского вмешательства?

Арина М.

К сожалению, без помощи специалиста вам не обойтись. В последнее время заметно вырос процент детей с речевыми нарушениями. Логопед поможет вам разобраться в проблеме: ведь он не только "ставит" звуки, а проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами... Но к логопеду такие дети попадают в основном перед школой, в лучшем случае после 5 лет. А самый значимый для речевого развития возраст - до 3-4 лет - упускается.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение развивается у него со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходима для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Понятно, что физический слух у ребенка должен быть нормальным. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Особое внимание в первые годы жизни малыша нужно уделять развитию мелкой моторики его рук, потому что центры, ответственные за активную речь, движения рук, губ, языка, нижней челюсти, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве с центрами, отвечающими за тактильные ощущения.
Неслучайно из глубокой старины пришли к нам всевозможные игры с пальчиками: "Ладушки", "Сорока-воровка", "Идёт коза рогатая", "Маленькие ножки шагают по дорожке", "Зайка серенький сидит и ушами шевелит" и др.
Помимо игр, развивающих ручную моторику, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массировать их кончики. Необходимо массировать винтообразными движениями каждый пальчик. В зимнее время года растирайте ручки ребенка снегом, это улучшает кровообращение и нормализует мышечный тонус.
Важно уделять ребенку как можно больше внимания и постоянно общаться с ним - ведь наша речь не является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих.
Если ребенок до 2-2,5 лет не говорит, это должно насторожить родителей. Многие мамы и папы, чтобы ребёнок быстрее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: "Скажи - часы, скажи - ложка". "Скажи, скажи, скажи..." - без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет.
Известно, что подражание - непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении - взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда возникает необходимость назвать предмет.
Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи можно использовать диалог, имитацию и звукоподражание, стихи, чтение. Так как основным "пусковым" моментом появления речи служит общение, молчать родители могут где угодно и сколько угодно, но только не в присутствии малыша.
Многие родители имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, роняя слова как бы мимоходом. Излишне объяснять, что и в этом случае ребенок оказывается полностью лишенным нормального образца для подражания и отставание в его речевом развитии неизбежно.
Не отправляйте своих детей в период активного становления у них речи в деревню к бабушке. Речь таких детей ко времени поступления в школу оставляет желать лучшего.
Во многих семьях постоянно или временно ребенок находится в ситуации двуязычия. В период речевой активности ребенка говорите на том языке, который для данной местности является ведущим.

Существуют правила, которых надо придерживаться в разговорах с маленькими детьми.
1. Повторяйте сказанное вами. Постоянно повторяйте некоторые "ключевые" слова.
2. Говорите о том, что происходит здесь и теперь.
3. Говорите достаточно громко.
4. Следите за ясностью произношения.
5. Задавайте простые вопросы.
6. Поощряйте речевые усилия малыша и не слишком часто исправляйте его ошибки.
7. Помогайте ребенку употреблять уже знакомые слова.
8. Сведите "сюсюканье" к минимуму, называйте предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом.

Соблюдая данные рекомендации, вы поможете вашему ребенку быстрее заговорить. И не бойтесь при малейших сомнениях обращаться к ло-гопеду. Помните: если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребенка будет нарастать, мешая правильно развиваться и адаптироваться в социуме.

Ирина Булавацкая,
учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Вы можете отправить нам Ваш вопрос или сообщение, заполнив следующую форму:

Ваше имя:

Ваш e-mail (для ответа):

Ваш вопрос или сообщение:

 
© gou-center.ru, 2010 г.